Улицы Садового кольца. История

Возникло Садовое кольцо в XIX веке, когда Земляной вал был срыт, а ров засыпан. На месте Земляного вала появились дома, улицы, сады и палисадники, располагающиеся по кругу Москвы.

По Садовому кольцу

  • Садовая-Спасская
  • Садовая-Черногрязская
  • Земляной вал
  • Зацепский вал
  • Калужская площадь
  • Крымский вал
  • Крымская площадь
  • Зубовский бульвар
  • Смоленский бульвар
  • Смоленская-Сенная площадь
  • Смоленская площадь
  • Новинский бульвар
  • Кудринская площадь
  • Садовая-Кудринская площадь
  • Большая Садовая
  • Триумфальная площадь
  • Садовая-Триумфальная
  • Садовая-Каретная
  • Садовая-Самотечная
  • Садовая-Сухаревская

Удивительно и уникально для столичного города с XIX века и значительно раньше, что все жители Москвы приняли идею "кольцевания", хотя давно уже поняли и осознали все сложности подобной планировки.

Садовое кольцо. История

Садовое кольцо – внутреннее из трёх автострадных колец, опоясывающих Москву. И оно – самое старинное из трёх. Предыстория Садового кольца уходит в эпоху Бориса Годунова, а история начинается в 1816 году. Гигантская, разросшаяся Москва сейчас так велика, что кажется невероятным: когда-то она вся вмещалась в круг, очерченный нынешним Садовым кольцом!



Такие границы Москва имела в 1591 – 1592 годах, когда вокруг неё по приказу Бориса Годунова был насыпан оборонительный вал. На валу была построена деревянная стена из дубовых брёвен с сотней глухих башен и тридцатью четырьмя выездными. Высота защитного сооружения составляла 5 метров. За валом располагался ров с водой. Так Москва оборонялась против крымских татар (поводом для строительства вала и стены послужил набег хана Казы-Гирея, опустошившего столицу).



В смутные годы стену сожгли, но вал остался. Сверху построили частокол. Периметр этого кольцевого фортификационного сооружения составлял около 15 км.

Постепенно Москва росла, ей становилось тесно в этих границах. Да и фортификационное значение вал постепенно потерял. В XVII столетии Земляной вал становится таможенной границей Москвы, под ним открываются Сухаревский, Смоленский и другие рынки. А в XVIII веке местами вал разрушился, местами был срыт. Возникли проезды, площади.

Пожар 1812 года поставил точку в существовании Земляного вала. Так как строения по его обе стороны были уничтожены, встал вопрос – что теперь делать с этой местностью дальше? Решено было создать кольцевую дорогу шириной в 25 метров.



Вот так Земляной вал, согласно проекту 1816 года, окончательно срыли, ров засыпали, а кольцо замостили булыжником. Поскольку расстояние между зданиями по обе стороны кольцевой дороги составляло 60 м, а её ширина – 25, владельцам домов было велено устроить сад и палисадники вдоль дороги. Так кольцо стало Садовым!



Но Москва росла, движение становилось всё интенсивней… В 1937 году власти столицы принимают решение о расширении проезжей части на Садовом кольце. Для этого пришлось уничтожить все сады, окружающие кольцо, но в памяти москвичей оно всё равно продолжает оставаться Садовым.