Ф. Я. Алексеев "Красная площадь"
Федор Яковлевич Алексеев - петербургский художник, один из выдающихся основателей такого направления в русской живописи как городской пейзаж. Кисти мастера русской ведуты ( вид европейской живописи, в подробностях изображавшей городские пейзажи) принадлежит знаменитая работа "Красная площадь". Главная площадь старой Москвы предстает во всем великолепии, передавая при этом неповторимый колорит эпохи - московский образ жизни конца 18 века.
История создания
Картина, завершенная в 1801 году, была написана в результате командировки, в которую император Павел I отправил уже известного на тот момент академика живописи Ф.Алексеева в 1800 году. Целью подобной поездки было ознакомление с бытом и архитектурой Москвы для представления их с максимальной точностью и подробностью на холсте.
Федор Яковлевич осмотрел множество достопримечательностей, которые впоследствии стали основой для целого ряда живописных работ худоджника. Больше всего его впечатлило сердце Москвы - Красная площадь с великолепным собором Василия Блаженного и Лобным местом.
(Собор Василия Блаженного и Спасские ворота)
Эскиз «площади с церковью Василия Блаженного» и еще более полусотни акварельных рисунков с видами московских достопримечательностей составили объемистый «портфель», который служил художнику неиссякаемым источником для создания живописных видов древней столицы почти до конца его жизни. В 1825 году, после смерти мастера, его вдова передала большую часть рисунков Императорскому Эрмитажу.
В составленный при этом Список оригинальным рисункам Алексеева вошли 58 акварелей, а вся серия получила условное название Портфель 189. В 1920-1930-е годы целостность серии была нарушена, и в настоящее время произведения из Портфеля 189 хранятся в собраниях пяти музеев Петербурга и Москвы.
Описание картины
Красная площадь изображена во всей своей красе. Автор сумел досконально передать все тонкости архитектурных строений, расположенных на территории площади. В центре, конечно же, главная достопримечательность всех времен Руси – Покровский собор или Собор Василия Блаженного. Оригинальный, красивый, сияющий разноцветьем куполов он возвышается над людьми, собравшимися на площади.
С правой стороны площади мы видим Кремлевскую стену. Слева изображены длинные торговые ряды, вдоль которых собралась масса народа. Повозки и лошади, женщины в ярких платьях и мужчины за прилавками с товарами – все эти персонажи смешиваются в один общий суматошный пейзаж, изображенный автором, и показывающий значение Красной площади, как места торговли в период создания картины.
Значительное место в картине отведено изображению неба, которое словно обволакивает собой все, что находится снизу. Мягкий небесный свет заливает собой всю площадь. Это очень глубоко показано в картине и очень ее оживляет и украшает. Еще несколько архитектурных достоинств, изображенных фоном, дополняют общий образ прекрасного и цельного пейзажа московской жизни на Красной площади: библиотека Василия Киприянова перед Спасской башней, Вознесенский монастырь и Царская башня. Подробно прорисовано Лобное место в центре площади.
Произведение наполнено исторической достоверностью, при этом Ф.Алексеев воссоздал очень живую, динамичную картину жизни людей большого и красивого города. Фигуры людей и даже лошадей выписаны с большой тщательностью, они настолько наполнены энергией, что, кажется, вот-вот услышим гомон толпы, конское ржание, собачий лай.
Художественные приёмы
В полотне "Красная площадь" художник с присущим ему мастерством передает контрастную игру света и теней, которые и создали потрясающую глубину пространства в картине. Колористике городского пейзажа присуща глубина и акварельная прозрачность, яркая голубизна неба и розово-золотая гамма подчеркивают восторженное отношения Алексеева к изображенному пейзажу.