Ф. Я. Алексеев "Красная площадь"

Ф. Я. Алексеев "Красная площадь"

Федор Яковлевич Алексеев - петербургский художник, один из выдающихся основателей такого направления в русской живописи как городской пейзаж. Кисти мастера русской ведуты ( вид европейской живописи, в подробностях изображавшей городские пейзажи) принадлежит знаменитая работа "Красная площадь". Главная площадь старой Москвы предстает во всем великолепии, передавая при этом неповторимый колорит эпохи - московский образ жизни конца 18 века.

История создания

Картина, завершенная в 1801 году, была написана в результате командировки, в которую император Павел I отправил уже известного на тот момент академика живописи Ф.Алексеева в 1800 году. Целью подобной поездки было ознакомление с бытом и архитектурой Москвы для представления их с максимальной точностью и подробностью на холсте.

Ф. Алексеев Вид Красной площади
(Вид Красной площади)

Федор Яковлевич осмотрел множество достопримечательностей, которые впоследствии стали основой для целого ряда живописных работ худоджника. Больше всего его впечатлило сердце Москвы - Красная площадь с великолепным собором Василия Блаженного и Лобным местом.

Собор Василия Блаженного и Спасские ворота
(Собор Василия Блаженного и Спасские ворота)

Эскиз «площади с церковью Василия Блаженного» и еще более полусотни акварельных рисунков с видами московских достопримечательностей составили объемистый «портфель», который служил художнику неиссякаемым источником для создания живописных видов древней столицы почти до конца его жизни. В 1825 году, после смерти мастера, его вдова передала большую часть рисунков Императорскому Эрмитажу.


В составленный при этом Список оригинальным рисункам Алексеева вошли 58 акварелей, а вся серия получила условное название Портфель 189. В 1920-1930-е годы целостность серии была нарушена, и в настоящее время произведения из Портфеля 189 хранятся в собраниях пяти музеев Петербурга и Москвы.

Описание картины

Красная площадь в 1800 году, Федор Алексеев

Красная площадь изображена во всей своей красе. Автор сумел досконально передать все тонкости архитектурных строений, расположенных на территории площади. В центре, конечно же, главная достопримечательность всех времен Руси – Покровский собор или Собор Василия Блаженного. Оригинальный, красивый, сияющий разноцветьем куполов он возвышается над людьми, собравшимися на площади.

С правой стороны площади мы видим Кремлевскую стену. Слева изображены длинные торговые ряды, вдоль которых собралась масса народа. Повозки и лошади, женщины в ярких платьях и мужчины за прилавками с товарами – все эти персонажи смешиваются в один общий суматошный пейзаж, изображенный автором, и показывающий значение Красной площади, как места торговли в период создания картины.

Значительное место в картине отведено изображению неба, которое словно обволакивает собой все, что находится снизу. Мягкий небесный свет заливает собой всю площадь. Это очень глубоко показано в картине и очень ее оживляет и украшает. Еще несколько архитектурных достоинств, изображенных фоном, дополняют общий образ прекрасного и цельного пейзажа московской жизни на Красной площади: библиотека Василия Киприянова перед Спасской башней, Вознесенский монастырь и Царская башня. Подробно прорисовано Лобное место в центре площади.

Произведение наполнено исторической достоверностью, при этом Ф.Алексеев воссоздал очень живую, динамичную картину жизни людей большого и красивого города. Фигуры людей и даже лошадей выписаны с большой тщательностью, они настолько наполнены энергией, что, кажется, вот-вот услышим гомон толпы, конское ржание, собачий лай.

Художественные приёмы

В полотне "Красная площадь" художник с присущим ему мастерством передает контрастную игру света и теней,  которые и создали потрясающую глубину пространства в картине. Колористике городского пейзажа присуща глубина и акварельная прозрачность, яркая голубизна неба и розово-золотая гамма подчеркивают восторженное отношения Алексеева к изображенному пейзажу.

Категория: 


Комментарии