Сочинение "Булгаковская Москва"
(Оффорт Андрея Харшака на Москву Булгакова)
Словосочетание «Булгаковская Москва» неразрывно связано не столько с жизнью, сколько с творчеством М.Булгакова – романом «Мастер и Маргарита», судьбоносным для Михаила Афанасьевича, и сборниками рассказов и сценариев позднего творческого периода. На страницах этих книг читатель знакомится с «живыми», и отточенными до мелочей, образами москвичей, а происходящие с ними события накладываются на географическую карту жизни автора, так или иначе описывающего знакомые ему места и дома.
Отправляясь в удивительное историко-краеведческое путешествие «По Булгаковским местам», нужно приготовиться к неожиданностям – многие находятся в черте геологических разломов и несут на себе мощную энергетическую печать. Ее чувствуют люди, абсолютно не верящие в биоэнергетику, и это, наверное, объясняется харизмой самого Булгакова, который безумно интересовался мистикой на протяжении всей жизни.
Какая она, «Булгаковская Москва»? Это Старая Москва, начинающаяся с Арбатской площади, где, кстати, расположилось здание ресторана «У Грибоедова», куда регулярно заходили представители МАССОЛИТовской элиты, и то самое «Варьете», где произошел небывалый «сеанс массового гипноза».
Но, если вы очень-очень внимательно проанализируете творчество М.Булгакова, сверяя указанные автором географические координаты с картой Москвы, то заметите, что в этих произведениях, действие ограничивается территорией исторического Чертополья, местности, где уютно расположилась Старая Москва, отделенная радиусами Пречистенской набережной и Тверской улицы.
Как ни странно, но Кремль и Красная Площадь, несмотря на свое историческое значение, потрясающую архитектуру и культурное наследие, никогда не интересовали писателя с зональной точкой зрения и если они где-то упоминаются, то, скорее, вскользь.
(Булгаковская Москва в акварели Геннадия Калиновского)
Историки, изучающие творчество М.Булгакова, считают краеугольным этот «зональный парадокс», утверждая, что, при написании всех своих произведений, Михаил Афанасьевич пытался вникнуть в сакральный смысл географии Москвы, горячо верил в избранность и историческое предназначение этого города, сравнивал его с Третьим Римом.
В жизни самого писателя старомосковские дворики тоже сыграли определенную роль – на ул.Герцена, 46 писатель остановился впервые приехав в Москву, в переулке Южинском Вера Афанасьевна, сестра Булгакова, тяжело пережила личную драму, кстати, тут же неподалеку, на Малой Бронной, происходили события «Спиритического сеанса».
(Лестница ведущая к "Нехорошей квартире" по адресу Москва, Большая Садовая, 302-бис, 5-й этаж, кв. № 50)
Но, вернемся к «Мастеру и Маргарите». Важнейшим местом действия романа, точнее, его «московской» части, является «нехорошая квартира на Большой Садовой №10 – 302 БИС, в стенах которой после смерти М.Берлиоза расположился Воланд со своей свитой, где состоялся бал, на котором блистала Маргарита, и где к ней вернулся ее Мастер. Красочность описания «штаб-квартиры нечистой силы» настолько поразила многих впечатлительных москвичей, что в свое время они толпами приходили сюда, пытаясь найти портал, соединяющий наш и потусторонний миры.
На самом деле такого адреса не существует, хотя дом №10 – вполне реален более того, в одной из коммунальных квартир Михаил Афанасьевич когда-то даже жил, и окна бывшего жилья писателя хорошо просматриваются зеваками с улицы. В честь этого бессмертного произведения и творческого наследия в целом, на этот дом после смерти драматурга прикрепили именную табличку, а чуть позже открыли Государственный музей писателя.
(Встреча на Патриарших прудах)
Следующее знаковое место романа, где собственно говоря, и завязывается сюжетная линия – Патриаршие пруды, некогда любимое место отдыха москвичей. Правда, в наши дни от паркового комплекса остался один пруд, по берегам которого открыто множество кафе с названиями, скопированными из романа.
Но Патриаршие пруды нужно рассматривать только в контексте со Спиридоновкой, по которой Иван Бездомный кинулся догонять Коровина, иначе все теряет смысл. Дело в том, что эта улочка, петляющая из стороны в сторону, некогда шла по берегу извилистой речушки Черторый, которая сегодня заключена в коллекторные, проложенные аод водой под Москвой.
Этот ручей москвичи издавна считают проклятым местом, а Козье болото, на котором вначале была возведена Патриархальная Слобода, потом церковь и Патриаршие пруды, наоборот, несла позитивную энергию. Двойственность места настолько впечатлила до глубины души верящего в потусторонние силы Булгакова, что он выбрал для погони за Сатаной именно этот участок Москвы где испокон веков противоборствует позитивное и негативное начало.
Но это даже не главное, секрет заключается в том, что в «Мастере и Маргарите» Москве отведена очень значительная роль – она предстает перед читателем в качестве духовного пространства, обуславливающего все дальнейшие события и поведение героев. В этом контексте становится понятно, почему действия романа разворачиваются не в Петербурге или Киеве, а здесь, кроме того, именно Москва выбирает для своих героев траекторию, по которой каждый из них двигается дальше – Берлиоз по пути гибели, Мастер и Бездомный – по крестному пути, Маргарита – по пути любви.
(Образ Москвы в "Мастер и Маргарите")
А теперь хочется поговорить о целостном образе Москвы в произведениях писателя, ведь он очень изменился, утратив свое добродушие и купеческий размах, яркость красок и умение прощать. Облик города, который прославляли веками, был практически стерт, вместе с монастырями и соборами, уничтожен под коваными сапогами и сожжен в вечерних кострищах.
Да, эти события не описаны Булгаковым, читатель видит лишь к чему привела утрата Москвой своей жизненной мощи. Этот факт, кстати, четко прослеживается на протяжении всего романа, смотрите, как подчеркивает его слова Маргариты;
«Под Маргаритой плыли крыши троллейбусов, автобусов и легковых машин, а по тротуарам, как казалось сверху Маргарите, плыли реки кепок. От этих рек отделялись ручейки и вливались в огненные пасти ночных магазинов. «Э, какое месиво, - сердито подумала Маргарита, - тут повернуться нельзя».
(Москва начала XX века)
Жесткость и холодность Москвы передается в этом небольшом отрывке экспрессивными словами с негативным окрасом – «месиво, пасти, скопище», которые нельзя трактовать даже нейтрально. Да, эта Москва навязывается, создавая ощущение, что «сейчас навалится и охватит» москвичей. Она наглая и хамоватая, поэтому без стеснения утверждает правила игры, в которой нужно быть подлым и хитрым, бездушным и циничным. Булгаков проявляет суть героев «нового времени» в характерах Варенухи и Берлиоза, Лиходеева и Римского, гостей удивительного ваорьете, обвиняя их в мелочности, продажности. Но самое странное, что рядом с такими людьми, Зло теряет свою сущность и превращается в Справедливого судью, воздающего москвичам по заслугам.
(Москва 1920-х годов)
Итак, подытоживая наш рассказ о Москве Михаила Афанасьевича Булгакова, можно твердо сказать – так ее не описывал ни один другой литератор. Заключенная в бесконечные петли улочек, распластавшаяся под майским небом полотном жестяных крыш, наполненная преувеличенно бодрыми маршами о том, как «человек шагает, как хозяин необъятной родины своей», советская Москва не похожа на ту добродушную купчиху, которой она была еще лет 15 тому назад!
Она превратилась в сухую, фанатичную Вяземскую из повести «Собачье сердце», беспощадную и хладнокровную, способную перешагнуть через океаны человеческой крови. Но и в этой ипостаси Булгаков еле заметными штрихами декларирует свою любовь к Москве, которая преследовала автора всю его сознательную жизнь, и дарит читателям надежду, что это далеко не конец и Москва когда-то исполнит предначертанную ей свыше миссию…