Сочинение — Фамусовская Москва в комедии “Горе от ума”

Фамусовская Москва

(Барская Москва, как олицетворение комедии)

Каждый раз, когда Грибоедов приезжал в Москву, он видел как отстраивалась после войны и изменялась Москва. Тут и там появлялись новые здания, на улицах выстилались плитки тротуаров.

«С тех пор дороги, тротуары,

Дома и все на новый лад»

А как изменилось московское общество, люди? Грибоедов каждый раз находил, что оно совершенно не менялось. Там царили те же порядки, что и прежде.

«Дома новы, но предрассудки стары»

Общество не признавало новшеств, здесь все, как было в прошлом веке. Представителей общества заботило, чтобы о них не распространялись слухи: «злые языки страшнее пистолета».

Здесь господствовали деньги и чины. Для того, чтобы получить чин, надо было «пресмыкаться» перед теми, кто стоит на ступеньку выше по чину. Примером построения карьеры только услужливостью могут служить Молчалин с Загорецким.

«Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы»

Но Софье, которая тайком встречалась с Молчалиным, известно, что замуж за него отец ее не отдаст. У Молчалина родители были бедными, он не знатного рода, а значит стоял на ступеньку ниже и недостоин руки Софьи.

Дети во всем должны были слушать своих родителей.

«Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца...»

Кроме того, в московском обществе, где вращались Фамусов и его сторонники, стремились заводить «нужные» знакомства. Посторонних сюда не принимали, разве если только человек — француз. Они разговаривали на «смеси французского с нижегородским» и были в восторге от любого «французика из Бордо».

«Как с ранних пор привыкли верить мы,

Что нам без немцев нет спасенья!»

В этом обществе не уважали образование. Ведь куда приятнее проводить время на балах и приемах, а не корпеть над книгами. Это, по их мнению, пустое занятие.

«Ученье — вот чума, ученость — вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений»


Люди устраивали и посещали званые обеды, танцы, обсуждали сплетни, один другого.

«Поверили глупцы, другим передают,

старухи вмиг тревогу бьют -

и вот общественное мненье!»

Они устраивали смотрины для своих дочерей, чтобы подыскивать им «выгодного мужа».

«Будь плохонький, да если наберется
Душ тысячки две родовых, -
Тот и жених»...

Они пользовались связями, чтобы пристроить сыновей на тепленькое местечко. И все это у них считалось важным делом.

Настоящие же дела у них не были в почете.

Здесь дорожили крепостным правом. Для них крепостные крестьяне не считались людьми. Их продавали как собак, женили без их согласия, заставляли развлекать их.

В фамусовском московском обществе преобладала власть женщин. Примером мужчин, которые полностью подчинены были женщине, был князь Горич.

Для усиления яркости нарисованной в произведении Москвы, Грибоедов наделил своих персонажей звучными фамилиями, которые как можно ярче характеризовали героя. Например, Репетилову свойственно было постоянно повторять пустые мысли, а Молчалин не имел своего мнения и чаще молчал.

Карету мне, карету!

("Карету мне, карету!")

И контрастом к этому обществу выступал Чацкий. Он показан в пьесе, как представитель нового общества, которое вскоре придет.

В пьесе автор высказал смелые, по-тому времени, мысли о крепостничестве, барстве, нравах. В тоже время он сказал о передовых людях, несущих в жизнь новое.

И как ни грустно это признавать, но такие же Скалозубы, Фамусовы и Молчалины есть до сих пор.

Произведение имеет огромное значение в мире литературы, приэтом не только главной своей мыслью. Из-под пера автора через пьесу вышло много пословиц, афоризмов, ставших крылатыми фраз, которые связаны с картинами фамусовской Москвы, обогативших русский язык.

Автор показал, как могли оказаться во власти нравов этого общества простые передовые люди, оказавшись с ним один на один.

Категория: 


Комментарии