Ленинградский (Николаевский) вокзал. История

В середине XIX века известный российский архитектор Константин Тон разработал и воплотил в жизнь проект первого московского железнодорожного вокзала, и уже в первые ноябрьские дни в 1851 году между северной столицей и Москвой прошел первый поезд.

Архитектор, как и для большинства своих знаменитых сооружений, использовал для проекта так называемый русско-византийский стиль. Такое решение удачно сочетается с деталями других зданий Московско-Петербургской железной дороги и гармонично смотрится с ними как единая архитектурная композиция.


Центр здания вокзала выходил на Каланчевскую площадь, а сразу за основным сооружением были расположены рельсы и платформы, с которых отправлялись и на которые прибывали поезда. Эта часть комплекса была спрятана за ультрасовременным в условии тех времен дебаркадером из металла. От Каланчевской площади он был скрыт самим вокзальным зданием.

Центральная часть сооружения имела два этажа, над которыми была устроена башня с часами, напоминающая по стилю башню над Питерской Городской думой и имеющая очертания, похожие на западноевропейские ратуши. В основном здании разместили залы ожидания для богатых пассажиров, а вдоль железнодорожного полотна устроили залы для людей более низких социальных сословий и отделение для багажа. Здесь же отдельно было выделено помещение для пассажиров, принадлежащих к императорской фамилии.


Через четыре года после ввода в эксплуатацию, в 1855 году, в честь императора железная дорога и вокзал стали называть Николаевскими. На переломе двух веков и в бурные ветры революционных перемен изменения, которым подверглись другие московские вокзалы, почти не затронули Николаевский. За это время только незначительные работы по реконструкции и несущественные перепланировки слегка коснулись всего здания. Основные изменения были связаны только с названиями. В конце 1923 года вокзал получил имя Октябрьского, а в 1937 году его переименовали в Ленинградский, как он и известен по сей день.

Ленинградский вокзал на советских открытках

Серьезная реконструкция всего комплекса была проведена только уже в советские времена. В 1974 году вместо дебаркадера построили большой пассажирский зал, помещения для касс и других целей. Но ту часть здания, которая выходит на Каланчевскую площадь, оставили практически нетронутой.

Современное время. Ленинградский вокзал До реконструкции

 

Современное время. Ленинградский вокзал После реконструкции

Интересно, что и на сегодняшний день, как и почти сто пятьдесят лет назад, это здание находится под управлением Ленинградской, а не Московской железной дороги и состоит на ее балансе.

Категория: 


Комментарии