Москва в картинах А.М. Васнецова
(Москва XVI столетия, написана в 1891 году)
Аполлинарий Васнецов – художник, воспевавший Москву в своих полотнах, написанных в стиле исторической реконструкции. Творческое наследие художника представлено огромным количеством графических и живописных полотен, эскизов и зарисовок, на которых изображена Москва, в первую очередь, Кремль, в различные исторические эпохи. Быть может из-за этой приверженности одной теме, имя А.Васнецова не так известно в мире живописи, как имя его брата, Виктора Васнецова.
Древний Кремль в картинах Аполлинария Васнецова
Картины, на которых изображен Кремль, не входят в отдельный цикл, объединенный одной идеей, стилистикой написания или временным отрезком. Они создавались на протяжении всей жизни художника и показывали тот или иной кремлевский ракурс, начиная с момента его основания.
Эта тема просматривается на более полусотни полотен, а ведь есть еще и эксизные наброски, черно-белая графика. Критики по-разному оцеивают каждую из картин и уверены, что они имеют и различную историко-культурную ценность. Но, наиболее весомыми и ралистичными, считаются следующие произведения:
Московский Кремль при Иване Калите
Полотно изображает вид на Москву с ракурса Москвы-реки и Неглинки. На переднем плане видны стены кремля, которые будут защищать построенный город. Они выглядят основательно, мощно и кажутся очень надежными. Здесь же нарисован небольшой отрезок реки с лодками и береговая линия, где москвичи занимаются своими делами. Некоторые готовятся идти в баню, из нее уже клубами валит дым, приглашая людей париться.
В общем, обычный день для москвичей. Через реку перекинут ведущий в кремль дощатый мост, оканчивающийся Боровицкими воротами. Хорошо виден дубовый частокол, расположенный напротив стены кремля, он свидетельствует о том, что его установили для того, чтобы обезопасить Кремль. Княжеский терем с высокой лестницей расположился прямо напротив каменного Успенского собора, а за ними виднеется корпус Архангельского храма. Картина выполнена в голубовато-коричневых, мягких тонах, которые подчеркивают безмятежность и лиризм московского пейзажа.
Московский кремль при Дмитрии Донском
На картине изображены те времена в представлении Аполлинария. Вероятный вид на Кремль изображен «со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 г.»
Башни, может быть, выглядели иначе. Рядом с Кремлевскими стенами видна Неглинка. Гораздо позже её упрячут в «трубы под Александровским садом». Чуть ниже того места, которое изображено на картине, Неглинка неподалеку соединяется с другой рекой: Москвой. Реки во времена Дмитрия были судоходными, и много людей приезжало тогда в Московский Кремль.
Московский кремль при Иване III
На картине изображен знаменитый московский Кремль эпохи правления Ивана III (вторая половина XV в.), когда стены уже были обложены красным кирпичом. В центре вознесся к небу обновленный Успенский собор, деревянных зданий уже практически не видно - на смену им пришли каменные постройки.
Другие картины «кремлевского» цикла:
Книжные лавки на Спасском мосту
Картина выполнена в светлых желтовато-коричневатых радостных оттенках, подчеркивающих начало или середину весны.
На переднем плане изображен мост, на котором разместились несколько торговцев, лавки с товарами и снующие люди, пришедшие делать покупки в традиционных русских костюмах. Левую сторону и задний фон картины занимает изображение кремлевской стены и темных вод реки, заключенной в каменные одеяния. Кремлевская стена с характерными прямоугольными зубцами, выписана точно, «кирпичик к кирпичику», что придает полотну особую реалистичность.
Площадь Ивана Великого в Кремле
Еще одна картина, рассказывающая нам о жизни допетровской Москвы в зимний солнечный день, что явственно подчеркивает цветовая палитра полотна.
На переднем плане изображен московский люд – кто-то идет, кто-то едет на широких санях по площади, стоят и беседуют между собой хорошо одетые бояре или купцы. На заднем фоне и по бокам видны кремлевские постройки – небольшая колокольня, лесенки, ведущие в терема знати. Слева прорисован небольшой храм с тремя куполами, который слегда теряется на фоне стремящихся вверх башен.
Гонцы. Ранним утром в Кремле
Центральным образом картины снова является Кремль – художник прорисовал несколько домов москвичей, теснящих друг друга, княжеский терем с высокой лестницей, ведущей в светлицу, крепкие ворота, за которыми спрятался дом еще одного местного жителя. За ними виднеется небольшая церквушка с крестом наверху.
Еще больше «жизни» и соответствия эпохе картине придает флюгер в виде журавля, украшающий один из домов. Вдали виднеются очертания городской крепостной стены и башни… Мирную картину спящего московского поселка прерывают два всадника, мчащиеся на рассвете по дощатой извилистой дороге. Это гонцы, и неизвестно, какую новость несут они в чей-то дом…