Москва в картинах А.М. Васнецова

А.М. Васнецов Москва XVI столетия

(Москва XVI столетия, написана в 1891 году)

Аполлинарий Васнецов – художник, воспевавший Москву в своих полотнах, написанных в стиле исторической реконструкции. Творческое наследие художника представлено огромным количеством графических и живописных полотен, эскизов и зарисовок, на которых изображена Москва, в первую очередь, Кремль, в различные исторические эпохи. Быть может из-за этой приверженности одной теме, имя А.Васнецова не так известно в мире живописи, как имя его брата, Виктора Васнецова.

Древний Кремль в картинах Аполлинария Васнецова

Картины, на которых изображен Кремль, не входят в отдельный цикл, объединенный одной идеей, стилистикой написания или временным отрезком. Они создавались на протяжении всей жизни художника и показывали тот или иной кремлевский ракурс, начиная с момента его основания.

Эта тема просматривается на более полусотни полотен, а ведь есть еще и эксизные наброски, черно-белая графика. Критики по-разному оцеивают каждую из картин и уверены, что они имеют и различную историко-культурную ценность. Но, наиболее весомыми и ралистичными, считаются следующие произведения:

Московский Кремль при Иване Калите

А. М. Васнецов "Московский кремль при Иване Калите"

Полотно изображает вид на Москву с ракурса Москвы-реки и Неглинки. На переднем плане видны стены кремля, которые будут защищать построенный город. Они выглядят основательно, мощно и кажутся очень надежными. Здесь же нарисован небольшой отрезок реки с лодками и береговая линия, где москвичи занимаются своими делами. Некоторые готовятся идти в баню, из нее уже клубами валит дым, приглашая людей париться.

В общем, обычный день для москвичей. Через реку перекинут ведущий в кремль дощатый мост, оканчивающийся Боровицкими воротами. Хорошо виден дубовый частокол, расположенный напротив стены кремля, он свидетельствует о том, что его установили для того, чтобы обезопасить Кремль. Княжеский терем с высокой лестницей расположился прямо напротив каменного Успенского собора, а за ними виднеется корпус Архангельского храма. Картина выполнена в голубовато-коричневых, мягких тонах, которые подчеркивают безмятежность и лиризм московского пейзажа.

Московский кремль при Дмитрии Донском

А. М. Васнецов "Московский кремль при Дмитрии Донском"

На картине изображены те времена в представлении Аполлинария. Вероятный вид на Кремль изображен «со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 г.»


Башни, может быть, выглядели иначе. Рядом с Кремлевскими стенами видна Неглинка. Гораздо позже её упрячут в «трубы под Александровским садом». Чуть ниже того места, которое изображено на картине, Неглинка неподалеку соединяется с другой рекой: Москвой. Реки во времена Дмитрия были судоходными, и много людей приезжало тогда в Московский Кремль.

Московский кремль при Иване III

А. М. Васнецов "Московский кремль при Иване III"

На картине изображен знаменитый московский Кремль эпохи правления Ивана III (вторая половина XV в.), когда стены уже были обложены красным кирпичом. В центре вознесся к небу обновленный Успенский собор, деревянных зданий уже практически не видно - на смену им пришли каменные постройки.

Другие картины «кремлевского» цикла:

Книжные лавки на Спасском мосту

А. М. Васнецов Книжные лавки на Спасском мосту

Картина выполнена в светлых желтовато-коричневатых радостных оттенках, подчеркивающих начало или середину весны.

На переднем плане изображен мост, на котором разместились несколько торговцев, лавки с товарами и снующие люди, пришедшие делать покупки в традиционных русских костюмах. Левую сторону и задний фон картины занимает изображение кремлевской стены и темных вод реки, заключенной в каменные одеяния. Кремлевская стена с характерными прямоугольными зубцами, выписана точно, «кирпичик к кирпичику», что придает полотну особую реалистичность.

Площадь Ивана Великого в Кремле

А.М. Васнецов "Площадь Ивана Великого в Кремле"

Еще одна картина, рассказывающая нам о жизни допетровской Москвы в зимний солнечный день, что явственно подчеркивает цветовая палитра полотна.

На переднем плане изображен московский люд – кто-то идет, кто-то едет на широких санях по площади, стоят и беседуют между собой хорошо одетые бояре или купцы. На заднем фоне и по бокам видны кремлевские постройки – небольшая колокольня, лесенки, ведущие в терема знати. Слева прорисован небольшой храм с тремя куполами, который слегда теряется на фоне стремящихся вверх башен.

Гонцы. Ранним утром в Кремле

А.М. Васнецов "Гонцы.Ранним утром в Кремле"

Центральным образом картины снова является Кремль – художник прорисовал несколько домов москвичей, теснящих друг друга, княжеский терем с высокой лестницей, ведущей в светлицу, крепкие ворота, за которыми спрятался дом еще одного местного жителя. За ними виднеется небольшая церквушка с крестом наверху.

Еще больше «жизни» и соответствия эпохе картине придает флюгер в виде журавля, украшающий один из домов. Вдали виднеются очертания городской крепостной стены и башни… Мирную картину спящего московского поселка прерывают два всадника, мчащиеся на рассвете по дощатой извилистой дороге. Это гонцы, и неизвестно, какую новость несут они в чей-то дом…

Категория: 


Комментарии