Сочинение "Москва в романе Евгений Онегин"
(Картина Дмитрия Белюкина к роману "Евгений Онегин")
Во время событий романа «Евгений Онегин» столицей Российской империи был блистательный Петербург, но отсутствие официального статуса, не мешало Москве оставаться крупнейшим торгово-экономическим центром и сердцем страны. Как истинно русский человек, А.Пушкин не мог не упомянуть Москву в своем романе о жизни российского дворянства, особенно, учитывая ту огромную роль, которая исторически была ей отведена.
Несмотря на то, что Москва не стала сценой самых важных событий – завязка и развязка романа связаны с Петербургом, а кульминация происходит вообще в российской глубинке, автор сумел передать свое личное отношение к этому городу. Это и безбрежная любовь, от которой сводит дыхание, высказанная одной-единственной, но очень точной фразой:
Москва… Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось,
Как много в нем отозвалось!
и гордость, сталью звенящая в строках, описывающих Петровский замок, в котором скрывался Наполеон:
Но не пошла Москва моя
К нему с повинной головою
Не праздник, не приёмный дар,
Она готовила пожар...
и с искренним восхищением:
Ах, братцы! Как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Знакомство с Москвой происходит в 7 главе – Татьяну Ларину родня отправляет в Московское Благородное Собрание или по-простому, на Ярмарку невест, в качестве дебютантки, чтобы найти ей пристойного мужа. Пушкин, через Татьяну, описывает город, концентрируя внимание читателей на его характерных чертах, которые до сих пор отождествляются и ассоциируются в душе каждого русского человека с Москвой. Поэт не использует для этого каких-то сложных приемов, метафор и сравнений, а просто перечисляет их, словно художник, накладывающий на картину широкие скупые мазки:
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри,
Бухарцы, сани, огороды,
Купцы, лачужки, мужики,
Бульвары, башни, казаки,
Аптеки, магазины моды,
Балконы, львы на воротах
И стаи галок на крестах
Читая эти строки, кажется, ощущаешь тот трепетный восторг, который охватил Татьяну при виде златоглавой Москвы, ее величавых белокаменных церквей с многочисленными крестами, уютных бульваров, с гуляющей разночинной публикой и мощеных улочек, магазинов мод и аккуратных особняков.
Но вчитываясь дальше, понимаешь, что скромная деревенская инженю только очаровалась, но не прониклась любовью к Москве. Шум балов и бесконечные сплетни, посиделки с тетушками и разговоры об удачном браке утомляют Татьяну, и она все больше укореняется в мысли о Москве, как о надменном и холодном городе. И по ходу романа Пушкин старается изменить мнение своей героини, противопоставляя чопорности салонов мозаику пестрых улиц, а аристократичности – простоту и душевность Москвы.
Очень интересно А.Пушкин играет на контрастах, рассказывая о Москве и Петербурге. Так, столица описывается, как «модный» суетный город, где кипит жизнь в круговерти балов и суаре, светских раутов и театральных премьер. Холодный и холеный Петербург ценит только победителей по жизни, и в нем нет места душевности и теплу, поэтому даже семейная жизнь, в глазах молодых дворян, рассматривается как анахронизм.
Пушкин позволяет себе с сарказмом описывать петербургское высшее общество, правда, этот прием нельзя называть обличительным и злым, скорее, добродушно-насмешливым. При этом, выказывая огромное уважение к городу Петра и восхищаясь ним, поэт ни одной строкой не выдает своей любви к нему. Некоторые критики даже слышат в начальных строках романа некую обиду на Петербург, связанную с неудачным и болезненным для поэта романом с петербургской барышней:
Где некогда гулял и я,
Но вреден север для меня
В то же время, открыто признавая Москву еще одной культурной столицей Империи, Пушкин отмечает, что здесь до сих пор живы давние традиции русского народа, и даже поддаваясь влиянию Европы, она остается очень домашней. И в этом он видит «изюминку» Москвы, которая, из-за этого контраста, в глазах читателя оживает и дает фору холодному надменному Петербургу.
Подытоживая, отметим, что хотя Москва и является «проходным» местом действия романа «Евгений Онегин», Пушкин сумел передать ее дух и выразить свою искреннюю любовь. Отдавая дань Санкт-Петербургу, автор дает понять читателю, что душа и сердце России сосредоточены в Москве, и что именно она лучше всего выражает характер русского народа – его широту и щедрость, доброту, глубочайший патриотизм и готовность прощать, а также необузданность и непредсказуемость, вызывающие ужас у всей Европы. И Александру Сергеевичу удалось блестяще справиться со своим замыслом –«онегинская» Москва, спустя столетия, интересна и понятна читателям, пробуждая в них искреннюю любовь и уважение к этому великому городу.