Сочинение "Москва в романе Евгений Онегин"

Картина Дмитрия Белюкина к роману "Евгений Онегин"

(Картина Дмитрия Белюкина к роману "Евгений Онегин")

Во время событий романа «Евгений Онегин» столицей Российской империи был блистательный Петербург, но отсутствие официального статуса, не мешало Москве оставаться крупнейшим торгово-экономическим центром и сердцем страны. Как истинно русский человек, А.Пушкин не мог не упомянуть Москву в своем романе о жизни российского дворянства, особенно, учитывая ту огромную роль, которая исторически была ей отведена.

Несмотря на то, что Москва не стала сценой самых важных событий – завязка и развязка романа связаны с Петербургом, а кульминация происходит вообще в российской глубинке, автор сумел передать свое личное отношение к этому городу. Это и безбрежная любовь, от которой сводит дыхание, высказанная одной-единственной, но очень точной фразой:

Москва… Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось,

Как много в нем отозвалось!

и гордость, сталью звенящая в строках, описывающих Петровский замок, в котором скрывался Наполеон:

Но не пошла Москва моя

К нему с повинной головою

Не праздник, не приёмный дар,

Она готовила пожар...

и с искренним восхищением:

Ах, братцы! Как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

Знакомство с Москвой происходит в 7 главе – Татьяну Ларину родня отправляет в Московское Благородное Собрание или по-простому, на Ярмарку невест, в качестве дебютантки, чтобы найти ей пристойного мужа. Пушкин, через Татьяну, описывает город, концентрируя внимание читателей на его характерных чертах, которые до сих пор отождествляются и ассоциируются в душе каждого русского человека с Москвой. Поэт не использует для этого каких-то сложных приемов, метафор и сравнений, а просто перечисляет их, словно художник, накладывающий на картину широкие скупые мазки:

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах

Читая эти строки, кажется, ощущаешь тот трепетный восторг, который охватил Татьяну при виде златоглавой Москвы, ее величавых белокаменных церквей с многочисленными крестами, уютных бульваров, с гуляющей разночинной публикой и мощеных улочек, магазинов мод и аккуратных особняков.

Но вчитываясь дальше, понимаешь, что скромная деревенская инженю только очаровалась, но не прониклась любовью к Москве. Шум балов и бесконечные сплетни, посиделки с тетушками и разговоры об удачном браке утомляют Татьяну, и она все больше укореняется в мысли о Москве, как о надменном и холодном городе. И по ходу романа Пушкин старается изменить мнение своей героини, противопоставляя чопорности салонов мозаику пестрых улиц, а аристократичности – простоту и душевность Москвы.

Очень интересно А.Пушкин играет на контрастах, рассказывая о Москве и Петербурге. Так, столица описывается, как «модный» суетный город, где кипит жизнь в круговерти балов и суаре, светских раутов и театральных премьер. Холодный и холеный Петербург ценит только победителей по жизни, и в нем нет места душевности и теплу, поэтому даже семейная жизнь, в глазах молодых дворян, рассматривается как анахронизм.

Пушкин позволяет себе с сарказмом описывать петербургское высшее общество, правда, этот прием нельзя называть обличительным и злым, скорее, добродушно-насмешливым.  При этом, выказывая огромное уважение к городу Петра и восхищаясь ним, поэт ни одной строкой не выдает своей любви к нему. Некоторые критики даже слышат в начальных строках романа некую обиду на Петербург, связанную с неудачным и болезненным для поэта романом с петербургской барышней:

Где некогда гулял и я,

Но вреден север для меня

В то же время, открыто признавая Москву еще одной культурной столицей Империи, Пушкин отмечает, что здесь до сих пор живы давние традиции русского народа, и даже поддаваясь влиянию Европы, она остается очень домашней. И в этом он видит «изюминку» Москвы, которая, из-за этого контраста, в глазах читателя оживает и дает фору холодному надменному Петербургу.

Подытоживая, отметим, что хотя Москва и является «проходным» местом действия романа «Евгений Онегин», Пушкин сумел передать ее дух и выразить свою искреннюю любовь. Отдавая дань Санкт-Петербургу, автор дает понять читателю, что душа и сердце России сосредоточены в Москве, и что именно она лучше всего выражает характер русского народа – его широту и щедрость, доброту, глубочайший патриотизм и готовность прощать, а также необузданность и непредсказуемость, вызывающие ужас у всей Европы. И Александру Сергеевичу удалось блестяще справиться со своим замыслом –«онегинская» Москва, спустя столетия, интересна и понятна читателям, пробуждая в них искреннюю любовь и уважение к этому великому городу.

Категория: 


Добавить комментарий