Игорь Попов "У Киевского вокзала"
Картина “У Киевского вокзала” относится к творческому наследию Игоря Александровича Попова, одного из наиболее весомых мастеров отечественной реалистической школы живописи второй половины прошлого века. Полотно часто используют для сравнения Москвы в прошлом с сегодняшним городом, нередко её можно встретить как пример той столицы, которая осталась лишь в памяти современников. На картине чувствуется единение города и его жителей, автор передает свои теплые чувства к пейзажу, хоть и выглядит пейзаж наблюдением со стороны.
История создания
Картина написана в 1970-1973 годах и сейчас хранится в частной коллекции. В целом, нет достоверных подробностей о её создании. Однако именно эта картина четко отображает период творчества И. Попова с концах 1960-х по 1980-е годы. Более ранние работы посвящены провинциальным городам, небольшим населенным пунктам, где художник черпал вдохновение для творчества.
Однако, с годами его художественная география значительно сузилась и на полотнах стала появляться преимущественно Москва. Разноплановые московские пейзажи выглядят написанными “на одном дыхании” и создают ощущение, будто автор соскучился по столице за годы поездок в дальние уголки страны. На полотнах наслаиваются друг на друга строения различных эпох, небо, люди, урбанистические постройки и исторические здания. Каждая из картин обязательно содержит движение и жизнь людей, их единение с окружающим городом. Не исключение и “У Киевского вокзала”, где гармонично сочетаются дома, привокзальные ларьки и люди.
Описание картины
Городской, главным образом, московский пейзаж - главная тема позднего периода творчества автора. Такое изменение вполне укладывается в тенденцию общей художественной ситуации тех лет. Художники все чаще стали обращаться к московским натурам. Тихие уголки Москвы привлекают автора и он обращается к созерцательности и размышлениям. Новая интерпретация пейзажа позволяет выразить собственные ощущения и чувства к городу.
“У Киевского вокзала” - это одно из неторопливых раздумий, которое отражает мысли о вечной проблеме человека и Москвы. Мы видим многоликие архитектурные композиции, принадлежащие к разным эпохам. Многослойные здания изображены на равных правах с толпой людей у вокзальных ларьков. Суета, спешка, движение такие же весомые, как и перспектива улиц.
В этой характерной Москве автор находит вдохновение и любит её такую, как она есть, современную. Мы не видим здесь тоски по уходящему прошлому, а полноценное принятие стыка эпох. Эта красота для него так же естественна, как природа. Старый и новый город гармонично сочетаются и живут вместе, в одной Москве.
Работа насыщена эмоционально и мы ощущаем этот моросящий дождь, тяжесть серого неба, шум в очередях и немые свидетели - окружающие дома. Бесхитростный внешне сюжет задевает глубокие темы внутреннего восприятия города художником.
Художественные аспекты работы
Художественные приемы
Личный автобиографический характер письма этого периода отражается на стиле написания работ. Попов находит совершенно другой подход к изображению улиц, чем делает картины отличными от предыдущего периода творчества.
Картина написана стремительным мазком, экспрессивным и неопределенным. В противовес натурной точности провинциальных пейзажей, эта картина дает зрителю возможность собственной интерпретации. Ослабленная интенсивность цветов делает колористику пейзажа довольно смелой и оригинальной. Множество рефлексов, меньшая пастозность живописи и многочисленные оттенки выделяют картину на фоне предыдущих. Художник подчинил свою живописную составляющую образности города, его строю.