Золотое кольцо ПВО Москвы. История
С-25 «Беркут» - это зенитно-ракетная система, стационарного типа. Она разработана и взята на вооружение войсками СССР, с целью защитить столицу страны от возможного нападения предполагаемого противника.
Эта система состоит из нескольких составляющих: КПУ (командный пункт управления), технических баз, 56 ЗРК (зенитно-ракетный комплекс), 22 радиационных станций обнаружения на дальних расстояниях. Она стала первым ракетным комплексом, состоявшим на вооружении в СССР, с диапазоном высот цели в диапазоне от 5 тыс. до 15000 тыс. метров.
История появления
Разработка С-25 «Беркут» началась в 1949 году по инициативе И. В. Сталина. К созданию этого оружия привлечен П. Н. Куксенко, занимающий должность главного конструктора по созданию КС-1 «Комета» (противокорабельная ракетная система). А также в разработке «Беркута» принимало участие еще несколько советских конструкторов: А. Л. Минц, С. А. Лавочкин, Л. В. Леонов.
Первый опытный образец С-25 выпущен в сентябре 1952 года. Он прошел успешное испытание в мае 1953 года – система смогла поразить летящую мишень в виде самолета ТУ-4.
Серийный образец ракеты «Беркут» выпущен в 1954 году. В этом же году система прошла испытание – она смогла одновременно перехватить 20 летящих целей. После завершения этих испытания, по инициативе Никиты Хрущева (генсек СССР), Совет министров и представители ЦК КПСС издали в мае 1955 года постановление, принимающее С-25 «Беркут» на вооружение.
(Зенитно-ракетный комплекс С-25 «Беркут». Прослужила система ПВО Москвы до 1982 года, затем была расформирована)
Стратегические объекты системы
Выпущенная система С-25 «Беркут», после принятия на вооружение, была концентрически расположена вокруг столицы СССР. Зенитно-ракетные комплексы и радиолокационные станции составили несколько колец защиты Москвы:
- систему дальнего обнаружения;
- первый пояс воздушной защиты;
- второй пояс воздушной защиты;
- внутреннее кольцо воздушной защиты;
- систему ближнего обнаружения.
Система дальнего обнаружения
Она располагалась на расстоянии 350 км от центра. В ее состав входило 10 радиолокационных станций А-100Д. Каждая станция состояла из радиовысотомера и двух радиолокаторов «Кама».
Система дальнего обнаружения располагалась вблизи деревни Русский Брод и нескольких городов: Череповец, Боровичи, Андреаполь, Смоленск, Брянск, Мичуринск, Кадом, Горький, Буй.
Первый пояс воздушной защиты
Располагался на расстоянии 75-90 км от центра и составил Большое Московское кольцо. В состав первого пояса защиты входило 34 ЗРК – они располагались по окружности (расстояние между каждой ЗРК составило 14,7 км).
(С-25 «Беркут» первого пояса защиты Москвы, Раменское, Московская область)
Первый полоса воздушной обороны создала мощный оборонительный пояс, имеющий внешний радиус 110 км. Эта защитная система отличалась частичным перекрытием зоны ответственности и наличием дополнительных одноканальных комплексов (они располагались между ЗРК).
Второй пояс воздушной защиты
Этот пояс защиты располагался на расстоянии 35-50 км от центра и составил Московское малое оборонительное кольцо. В его состав входило 22 ЗРК, расположенных друг от друга на расстоянии 13,1 км. Эта полоса воздушной защиты отличалась радиусом обороны в пределах 80 км.
(С-25 «Беркут» второго пояса защиты Москвы, с. Муханово, Московская область)
Внутреннее кольцо воздушной защиты
Это оборонительное кольцо предназначалось для уничтожения самолетов врага, которые прорвались сквозь оборонительные пояса и приблизились до Москвы на расстояние 55 км и меньше. Весь защитный комплекс, использующийся во внутреннем оборонительном кольце, состоял из самолетов-перехватчиков Г-310, РЛС с дальностью действия до 40 км, 4 ракет Г-300 (класс «воздух-воздух).
Система ближнего обнаружения
Располагалась на расстоянии 25 км от центра. Состояла из 4 РЛС А-100Б.
Она создавала сплошное радиолокационное поле вокруг Москвы. Основным предназначением системы ближнего обнаружения являлась выдача на ЗРК оперативных воздушных сведений.
В современное время практически все военные городки защитных колец со времен СССР ликвидированы и застроены транспортными магистралями, дачными и городскими поселениями.