Алексей Саврасов "Вид на Московский Кремль. Весна"
Алексей Саврасов родился в небогатой купеческой семье. Будучи еще подростком, он уже писал неплохие пейзажи для продажи. После окончания гимназии Саврасов поступил в училище живописи в Москве. С 1848 году художник начал заниматься пейзажной живописью у К. И. Рабуса. Его уроки в итоге и дали толчок художнику к поискам своего я и собственного, уникального авторского стиля.
Вершиной творчества художника стали семидесятые годы. В этот период он написал несколько картин, принесших ему мировую славу. Творчество Саврасова стало важным в становлении русского реализма в жанре пейзажа. Именно А. К.Саврасов сделал важное открытие о связи человеческих чувств с миром природы. Художник открыл природную красоту в обыденном и передал ее с мастерской искренностью.
А. Саврасова называют лириком пейзажной живописи, и у него действительно особые отношения с природой, которые он и передает в картинах. Он часто говорил: «Надо у природы учиться. Видеть надо красоту, понять, любить. Если нет любви к природе, то не надо быть художником... Если нет души, ничего не будет и в живописи...»
Среди полотен живописца есть картины, которые изображают пейзажи Москвы, реки и Кремля. Среди таких пейзажей особо выделяется картина «Вид на Московский Кремль. Весна», написанная в 1873 году.
Это работа написано сообразно эстетическим канонам романтизма, из которого Саврасов вскоре вырос. Вместе с тем картина демонстрирует, что автор хорошо усвоил академические правила построения композиции, умело пользуется приемом цветового контраста. Другими словами, в этой работе перед нами предстаёт уже настоящий мастер.
История создания
С 1871 по 1875 годы художник жил чаще в Москве, много работая над поисками нового в пейзажах. Картины, написанные в 1873 году, стали результатами его поисков. В этом году Саврасов создал одну из самых известных его картин «Проселок». И тогда же написано было небольшое, удивительно светлое полотно «Вид на Московский Кремль. Весна», которое по своему строю очень близко со знаменитым его «Грачи прилетели». Художник не изобразил здесь ничего величественного, скорее он открыл особые черты дорогой ему природы.
Описание картины
Это полотно — пейзаж, поэтичный, легкий. На переднем плане разливающаяся Москва-река, по которой идет лед, забор, ограждающий задворки, кусочек берега, покрытый прошлогодней травой, чахлые кусты и небольшое деревце с краснеющими набухшими почками. Очень похоже на деревенскую окраину. Вода подступила к пригорку, где едва пробивается первая травка.
А чуть поодаль Каменный мост, за которым высятся светлые, почти белые здания, православные храмы, башни Кремля. Для Москвы, современной художнику, подобные виды очень типичны. Мастер выразил эту характерную черту родной Москвы.
Панорама Кремлевских зданий очень харизматично вписана в картину. Златоглавые купола, башни стен и светлых зданий возвышаются над этим бедным пейзажем гордой величавостью, вносят в общий настрой картины торжественность. Кремлевский ансамбль, спрятавшись за стены, чем-то напоминает сказку, освежающую унылую реальность и бедность пейзажа за Каменным мостом, ассоциирующуюся с духовной чистотой.
Небо занимает большую часть картины. Оно отражается в медленно текущей, зеленоватой воде реки отражается со всем окружающим, придавая лиричность созданному художником образу.
Художественные приёмы
Картина написана на холсте маслом. Сюжет работы не содержит каких-то примет времени, манера передачи цветов и пейзажа ощущается влияние итальянской школы романтизма. Небо передает величие природы, дает возможность задуматься над своим местом в мире.