А. М. Васнецов "Московский кремль при Дмитрии Донском"

А. М. Васнецов "Московский кремль при Дмитрии Донском"

Автор картины Аполлинарий Васнецов очень любил Москву. Он много работал и писал в основном картины на историческую тему. Его картины, даже исторического жанра отличались лиричностью, удивительно живой атмосферой.

Данная картина показывает Москву именно такой, какой представляли её раньше: белокаменные стены, старинные храмы, множество людей у стен города, судоходную Неглинку. Эта небольшая картина очень жизненна, потому она вызывает такой интерес.

История создания

Время написания картины датируется 1922 годом.

Аполлинарий работал с 1918 года «Главой комиссии по изучению старой Москвы». Художник несколько лет изучал документы, которые сохранились в архивах, отыскивал исторические памятники для археологического общества «Старая Москва». Васнецов вместе с историками и археологами.

Идея написания исторической Москвы возникала у художника часто. Задумав написать картину, которая изображала бы город именно в те времена, Васнецов долго занимался изучением документов, часами работал в архивах. По документам он и составил представление о том, как выглядела Москва в годы правления Дмитрия Донского. Это и помогло ему при создании полотна. Он воспроизвел ту Москву, которая еще вмещалась на территории Кремля.

Описание картины

На картине изображены те времена в представлении Аполлинария. Вероятный вид на Кремль изображен «со стороны Боровицких ворот перед нашествием Тохтамыша в 1382 г.»


Башни, может быть, выглядели иначе. Рядом с Кремлевскими стенами видна Неглинка. Это сейчас она упрятана в «трубы под Александровским садом». Чуть ниже того места, которое изображено на картине, Неглинка неподалеку соединяется с другой рекой: Москвой. Реки во времена Дмитрия были судоходными, и много людей приезжало тогда в Московский Кремль.

Кремль-град был первых из четырех городов, которые образовали древнюю Москву.

На картине изображены белокаменные стены, окружающие этот «град». В них устроены ворота, закрывавшиеся железными створами. Башни, построенные для сооружения проездных ворот и их защиты (Стрельницы) хорошо видны на картине.

Одна из них Боровицкая, как раз почти в центре картины. За стеной изображены дома и храмы с золотыми куполами. На картине видна также достраивающаяся стена. Об этом свидетельствуют строительные леса.

Художественные приёмы

Для работы Васнецова использовал разные приемы. Художественные формы, которыми созданы его работы разделяются на две категории:

    большие полотна, которые написаны маслом, живописные;

    графические картины, которые написаны углём, слегка оттенены цветной акварелью на бумаге или картоне.

Исторические картины художник тоже создавал в разных формах:живописные, акварельные, графические (уголь с акварелью, гуашь, карандаши с пастелью). Данная картина именно так и написана, в смешанной технике. Но жанр, к которому причислен «Московский Кремль...», называется историческим пейзажем. Этот пейзаж написан на картоне углем и акварелью.

Картину интересующиеся зрители могут в выставочном зале Музея истории города Москвы.

Ценность его произведения заключается не в достоверности с точки зрения истории или наглядности. Картина красива и поэтична. Художник как бы дает возможность полюбоваться красотой древней Москвы, увидеть людей, живших тогда в ней. Сам художник считал свои работы важными.

«Я не только пишу мою Москву, я её такой наглядно как бы осязаю». Аполлинарий.– Так говорил о своих картинах сам Васнецов.
«История города есть в то же время и история края, целой эпохи. В постепенном его изменении складывается и общий ход событий данного времени. Вид города служит, так сказать, вещественной скрижалью истории». Васнецов.

Категория: 


Комментарии