А. М. Васнецов "Московский кремль при Иване Калите"

А. М. Васнецов "Московский кремль при Иване Калите"

В историографии Москвы значительное место занимают картины А.М. Васнецова. Большой знаток истории столицы, председатель Комиссии по изучению старой Москвы, сам, непосредственно, участвовал в археологических изысканиях в древнейшей части города. Работы художника можно считать вполне достоверными иллюстрациями развития города, поскольку в их основе лежат научные исследования и описания, подтвержденные летописными источниками.

История создания

Картина «Московский Кремль при Иване Калите» написана в 1921 году. К этому времени художник стал не только признанным мастером живописи, но уважаемым в научных кругах знатоком истории столицы.

Еще в начале XX века, книгоиздателем и меценатом И.Н. Кнобелем было основано Общество наглядных пособий. Среди популярных изданий, которые оно выпускало, выделяется серия из 50 брошюр, посвященных истории средневековой России, в ней один из разделов целиком посвящен Москве. Издания выполнены в форме пособий для школьников с иллюстрациями. К их написанию привлекли лучших российских художников – братьев А. и В. Васнецовых, С. Иванова, Б. Кустодиева. Специфика печатного издания предъявляет свои требования художникам, отсюда лаконичность и четкая прорисовка деталей оригинала.

Конечно, даже такой знаток Москвы, как А. Васнецов не смог бы воссоздать на полотне точный вид Кремля конца XIII века – это невозможно. Но художник и не ставил перед собой такую задачу. Главное, изобразить тот тип и характер зданий, которые были характерны для конца XIII века. При этом обязательно учесть строительный материал построек и научно подтвержденные места их расположения. Васнецов справился с этой задачей блестяще.

Описание картины

Васнецов предлагает нам взглянуть на Боровицкий холм и Кремль с той стороны Москвы-реки, где в нее впадает река Неглинка. Судя по тому, что на земле и крышах лежит снег, но река не покрыта льдом – это поздняя осень.

На переднем плане причал и, стоящие возле него, торговые суда. Здесь, Васнецов показал тонкое знание предмета, именно такие лодки, их называли «паузками», ходили по рекам России вплоть до XVIII века. Если присмотреться внимательнее, то на причале видны некие устройства, предназначенные, скорее всего, для разгрузки судов, этакий прообраз современных портовых кранов.


Многие комментаторы называют высокие срубы рядом с пристанью банями, видимо на том лишь основании, что из окон и дверей валит то ли дым, то ли пар. Подобная трактовка вызывает большие сомнения, вряд ли кому-то могла прийти в голову мысль строить бани на торговой пристани. Скорее всего – это купеческие помещения, отапливаемые склады.

Левее видны сложенные на берегу бревна – основной строительный материал средневековой Руси. Чуть выше, перед избами, тоже лес, но уже упорядоченный, сложенный правильными рядами. Обоз, груженный бревнами, стоит перед въездом в Кремль.

Перед стенами Кремля установлен частокол из цельных заостренных сверху бревен. Это дополнительное защитное сооружение в старину называли «тыном», расстояние между ним и основными стенами образовывало предполье – оголенный участок земли удобный для обстрела неприятеля.

Во время правления Ивана I (Калиты) кремлевские сооружения делались из дуба. На картине видна часть стены и воротная башня с иконой над въездом. Далее – многочисленные терема жилые и служебные, княжеские хоромы. На самом верху видна часть каменного храма, тот, что левее княжеских палат - собор Успения Пресвятой Богородицы.  Справа, у самого края картины, другое каменное здание, в строительных лесах – Архангельский собор, в нем, по смерти, захоронят самого Ивана Калиту. Слева от кремлевской стены, изображен небольшой городской (посадский) участок.

Художественные приемы

Учитывая целевое назначение работы – иллюстрация, художник выбрал основой картон с наклеенной на него бумагой. Размеры картины невелики – 51 Х 69 см. Интересна техника написания полотна – сначала выполнен рисунок карандашом и углем, затем, в качестве цветного наполнения использована гуашь. «Прозрачные» свойства гуаши отлично воссоздают атмосферу пасмурного осеннего дня, общий тон картины - серо – голубой с коричневыми оттенками.

Категория: 


Комментарии