Архитектура Москвы начала XX века

На облик дореволюционной Москвы начала XX века повлияло кратковременное, но яркое и самобытное развитие архитектурного стиля «модерн», здания которого далеко не всегда органично сочетались с наследием ушедших веков. В то время в городе даже на центральных улицах двух- и трехэтажные каменные дома соседствовали с деревянными одноэтажными, иногда оштукатуренными, постройками.

Кроме того, в этот период активно возводили доходные дома, их высота могла доходить до 8 этажей. Часто рядом со старыми домами возвышались глухие стены новостроек: в то время нельзя было иметь окна, открывающиеся на территорию соседа. Планировкой городского пространства также руководила эклектика, здесь находилось и место старым кривым улочкам, правильной прямоугольной планировке Марьиной рощи и Тверской-Ямской, кольцевым и радиальным улицам в центре.

В центральной части была богато представлена культовая архитектура прошедших эпох, барские дома-дворцы и особняки XVIII-XIX веков. Часто эти строения соседствовали со зданиями модернистском и неоклассическом стиле. Такая эклектика приводила к нарушениям архитектурных ансамблей. Ярким примером такой ситуации может служить площадь Свердлова, внешний вид которой был нарушен строительством гостиницы «Метрополь» в 1899- 1905 гг. и зданием ЦУМа, сочетающем черты готики и модерна.

В это смешение архитектурных стилей добавляли свою нотку хаоса и многочисленные расписные железные вывески магазинов, в большом количестве расположенные на центральных улицах.


Вывески часто закрывали не только первый этаж, но и почти весь фасад исторических зданий.  Чаще всего они представляли собой фамилию владельца магазина или услуг, либо рекламируемый товар. Также подобную рекламу можно было увидеть на крышах трамваев и грузовых повозках.

Центральные улицы в большинстве своем были асфальтированы, мостовые – покрыты булыжником. В ночное время Москву начала XX века освещали как электрические дуговые фонари, так и угольные собратья, также применялось газовое освещение.

Среди архитектурных ансамблей в стиле модерн, которые на тот момент формировали новые черты городского пространства Москвы, стоит отметить: Ярославский вокзал, особняк Рябушинского на Малой Никитской (1908 г.) и особняк Дерожинской (1901-1902 гг.) авторства Ф. О. Шехтель, дом О. Листа (1898-1999) и особняки на Остроженке и Большой садовой (1900-1903 гг.) авторства Л.Н. Кекушева и многие другие.

Их основные черты – сглаженные и плавные линии, использование бетона, металла и стекла, на фасадах и во внутренней отделке - обильный декор, в основном с растительными и животными мотивами.

Сегодня этот архитектурный стиль, развитие которого длилось совсем недолго, признан самобытным явлением, в основе которого лежат европейские модернистские традиции. Он сочетал в себе практичность и искусство и во многом определил лицо Москвы начала XX века.

Категория: 


Комментарии