История Генпланов Москвы

Если в старо-давние времена город Москва строился расширяясь без какого либо структуры, закономерности, и тем более плана, то в XVIII веке первые законы, регулирующие застройку были приняты Петром I. Так был принят указ, запрещающий возводить каменные постройки и строить дома по улице в линию, а не как попало во дворах. Время от времени в Москве появлялись различные планы по улучшению строений в городе и в годы советской власти появилась необходимость генеральной реконструкции  и обновления старого города под новые условия жизни.

Первый Генеральный план реконструкции Москвы 1935 года

В 1931 году советские архитекторы начали проектирование масштабного плана реконструкции старой Москвы, основными разработчиками  которого выступили архитекторы В. Н. Семёнов и С. Е. Чернышёв. В 1935 году Генплан по реконструкции Москвы был утвержден. Так появился первый план превращения старой Москвы в новую, получившее название Сталинскую Москву.

У разработчиков Генплана были разные весьма радикальные предложения. Одни архитекторы предлагали  законсервировать старую Москву,  сделав из неё город-музей, а за границами города строить новую столицу. Другие предлагали снести старую Москву и возвести на её месте абсолютно новый город с новой структурой и новым подходом к планировке. Ни тот ни другой план не встретили ободрения.

К счастью, утвержденный Генеральный план реконструкции Москвы,  требовал сохранить в качестве основы исторически сложившуюся радиально-кольцевую планировку.

Основные положения Генплана:

  1. Общее население Москвы не должно быть более 5 млн. человек, что дает возможность полного и качественного обслуживания каждого проживающего в столице трудящегося.
  2. Перепланировать старые мелкие кварталы и строить вместо них крупные с большими комфортными домами и отказаться от переулков и улочек. По плану полагалось строить дома высотностью не ниже 6 этажей, а на проспектах и крупных магистралей дома должны быть ещё более высотные 7-10 и выше этажей.
  3. Структура столицы должна оставаться радиально-кольцевой и от этой структуры должны выстраиваться системы улиц, магистралей, а также принцип схемы будущего Метрополитена, также должен быть радиально-кольцевой.

Второй Генеральный план развития Москвы 1971 года

Первый Генплан 1935 года был выполнен в довоенные годы и был реализован не в полном объеме. На период с 1951 - 1960 года он был продолжен выполняться с некоторыми поправками и изменениями, основным вниманием которого уделялось планировке и общей структуры города. В 1960-е годы появилась необходимость разрабатывать новый Генплан, который станет планом расширения Москвы и  её разбивки на новые территории, которые станут районами города.

По этому Генплану началась комплексная застройка новых территорий Москвы, в которых появились крупные жилые районы города: Медведково, Свиблово, Перово-Новогиреево, Тушино, Кузьминки, Выхино, Люблино, Беляево, Давыдково, Кунцево и др. А также начали строится крупные спальные жилые массивы Чертаново, Коньково, Печатники, Тропарево, Матвеевское, Теплый Стан..


Второй крупный Генеральный план расширения Москвы был выполнен частично, не все удалось сделать, но город расширился и его границами стала Московская Кольцевая автодорога, располагавшаяся за экологическими лесными массивами лесопарков.

Основные положения Генплана:

  1. Городская структура Москвы делится на восемь зон, через которые от Садового кольца проходят выносные магистрали за пределы города.
  2. В городе запрещалось строительство новых заводов и фабрик, чтобы постепенно превратить увеличивающийся в размерах столицу в зеленый город. Да, тогда уже советские градостроители думали об экологии.
  3. Увеличивается схема городского транспорта, связывающая жилые районы города с линиями метрополитена, а также удлиняются ветки метро.

Третий Генеральный план возрождения Москвы 1999 года

Для развития столичного города в новых условиях новой страны нужно было разработать стратегию длительного развития города. Этот план разрабатывался очень долго и был принят в 1999 году, а окончательно утвержден в законе только в 2005-м. Генплан получил название "Генплан  возможностей". Так начался "строительный бум" в столице. Концепция плана была создана по больше степени для привлечения в город инвесторов, что повлекло существенные изменения в облике города.

Основные положения Генплана:

  1. Сздание интересных условий для строительства с целью привлечения в город инвесторов.
  2. Градостроительное зонирование территорий Москвы.
  3. Создана программа первоочередных градостроительных мероприятий.

К сожалению, основная концепция плана была ориентирована на строительство новых домов, зданий, офисных и торговых центров, а исторически-сложенные столетиями здания оказались не защищены перед массовым натиском новых вложений в строительство и преображение города. Москва стала сильно меняться, и как посчитали многие эксперты, в некоторых местах Москвы исторический облик города был навсегда утерян. 

Четвертая версия актуализированного Генплана по развитию Москвы 2007 года

В годы начала XXI века Москва настолько стремительно развивалась, а предыдущий план развития справлялся только с одной задачей строительства новых домов жилого и коммерческого сектора, что уже совсем скоро назрела задача переход от прежнего "Генплана возможностей" к новому, как назвал его главный архитектор столицы Александр Кузьмин "Генплан необходимостей".

Основные положения Генплана:

  1. Одной из главных стратегией развития Москвы стало решительный уход от сложившейся в последние годы "точечной застройки", запрет на которую наложили в 2008 году, а также к тотальному обновлению исторического центра города, к плану по которому в первую очередь будет уделяться пристальное внимание к историческим постройкам и зданиям при реконструкции и модернизации их в новые здания.
  2. Также основным приоритетом в новых задачах должны стать решение назревших вопросов транспортных проблем в городе, создание удобного и привлекательного общественного транспорта улучшение, как наземного, так и метрополитена и улучшение социальных и образовательных стратегий развития города.
  3. Интересно то, что теперь внедрение многих программ, не должно обходиться без участия в их разработке москвичей, где будут учитываться все пожелания и даже приниматься на рассмотрение собственные проекты жильцов города. Для этого были созданы и активно информируются новые открытые правительством Москвы общественные интернет-порталы "Наш город", "Дороги Москвы" и "Дома Москвы", где каждый желающий может попробовать поучаствовать в улучшении жизни столичного города Москвы.
Категория: 


Комментарии