Константин Юон "Парад на Красной Площади в Москве 7 ноября 1941 года"
Константин Федорович Юон – это один из немногих художников I-ой половины ХХ в., которому удалось не попасть в жернова репрессий и войти в ряды плеяды лучших советских живописцев.
Одним из самых примечательных полотен Константина Юона является панорамная картина «Парад на Красной Площади 7 ноября 41-го года», созданная в те дни, когда немецкие войска подходили к Москве и, казалось, остановить эту черно-серую массу не сможет никакая сила.
Проводить парад в эти дни многие политические деятели считали глупостью, пустой затратой средств, которых и так не хватало для нужд Красной Армии, но, он все-таки состоялся. И этот факт лучше всего свидетельствовал о том, что русский народ не сломлен и что Москва «не будет отдана на попирание вандалам».
История создания картины
Проведение парада воодушевило москвичей. Каждый из них старался сделать все, что от него зависит, чтобы помочь Родине в эти суровые дни. Не стал исключением и художник Константин Юон, которому на то время уже было более 65 лет. Он решил написать картину, посвященную параду, чтобы зафиксировать в памяти поколений этот момент.
(Фотография парада на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года)
Работа длилась целый год, причем, сложней всего художнику давался образ Москвы, которая по его замыслу, должна была стать не столько фоном, сколько композиционной составляющей картины и действующим лицом, наряду с ровными шеренгами солдат, шагающими по боусчатке.
Наконец, в 1942 году работа была окончена и представлена членам художественных объединений, которые высоко оценили полотно мастера.
Кстати, мало кто знает, но в 1949 году Юон написал еще одну картину под этим же названием, в которой парад на Красной Площади был представлен в другом ракурсе, но в той же цветовой палитре и стилистике.
Описание картины
Сюжет картины прост – на Красной площади выстроились в шеренги солдаты, которые гордо чеканя шаг, пройдут почетный круг по площади и отправятся на фронт, защищать подступы к Москве. Но в этой простоте скрывается величие и торжественность момента – видно, что этот парад не пафосное мероприятие, призванное подчеркнуть мощь Советского Союза, а демонстрация несломленного духа, веры в правое дело, любви к своей Родине.
Атмосферу картины создают не фигуры солдат, которые являются действующими лицами любого парада, а образ Москвы. Неуютная, холодная, неприветливая, спрятавшаяся под сумрачным небом со свинцовыми тучами, Москва уже не кажется беззащитной и растерянной, как в первые дни войны. Она собралась, мобилизовала все свои силы, гордо выпрямилась и замерла, готовясь отразить врага.
Обратите внимание, насколько безжизненной выглядит площадь – художник специально подчеркнул отсутствие зрителей, ведь на всех советских парадах, эта территория всегда была забита людьми со знаменами, гвоздиками и воздушными шарами в руках. И эта пустота ясно подчеркивает, насколько сильно война изменила жизнь москвичей.
Торжественность и приподнятость полотна усиливается благодаря хорошо прорисованным архитектурным памятникам и главным символам Москвы – Храму Василия Блаженного и Спасской башне. Они напоминают, что никто и никогда не смог покорить Москву, свидетельствуют о прошлых победах и о ратных подвигах отцов.
На заднем фоне можно рассмотреть линию фабрик и заводов из труб которых валит дым – художник ненавязчиво показывает подвиг тех людей, которые остались в тылу и не жалели сил для приближения светлого дня Победы.
Художественные способы
Написанная маслом картина «Парад на Красной площади» относится к панорамной живописи в направлении соцреализма. Художник использует мрачные, темные краски, воссоздавая не столько картину хмурого ноябрьского дня, сколько настроения людей. Но багряные и красноватые тона, в которые окрашен Кремль, ровные линии самой площади, четко выверенная геометрия солдатских шеренг и ряды елей придают полотну тожественную строгость, которая подчеркивает важность момента и затрагивает самые глубокие уголки человеческой души.
Отсутствие лишних деталей, подчеркивающе безжизненный пейзаж, лаконичность и четкость выражают настрой советских людей – сражаться до последней капли крови и непреклонность в достижении принятого решения.
Да, тема войны, даже спустя десятилетия, по-прежнему остается особой, для русского народа. Она не оставляет людей равнодушными, пробуждает в них лучшие качества, возвышает. И картина Константина Юона «Парад на Красной Площади» - лучшее доказательство этому утверждению, поэтому она глубоко западает в сердца зрителей своей суровой красотой, мужественностью и готовностью отдать свои жизни за Родину, которую демонстрируют шагающие роты солдат.