Вокзалы Москвы. История
В Москве расположено девять железнодорожных вокзалов, по праву входящих в список архитектурно-исторического наследия столицы. Ежедневно они обслуживают десятки тысяч человек и входят в структуру Московской и Северо-Западной дирекции железных дорог России.
(Московская железная дорога, 1912 год)
Кольцевое строение московских вокзалов
Мало кто из москвичей, а тем более, гостей столицы знает, что все железнодорожные «ворота» столицы построены по кругу, как станции в кольцевой линии метрополитена, поэтому, если соединить их линией, получится неправильной формы окружность. Принцип совмещения, который, кстати, не был изначально заложен в проект строительства, привел к тому, что в 1950 гг., вокзалы сформировали в центре Москвы единое транспортное кольцо.
Это технологическое решение позволило обеспечить пассажирам максимально удобный переход с одного вокзала на вокзал.
История железнодорожных вокзалов Москвы
Казанский вокзал
Казанский вокзал (1913-1943гг.) спроектировал советский архитектор А.В.Щусев, применив при его строительстве «хоромное» сочетание объектов, несхожих своими объемами. Наиболее известным элементом строения является угловая башенка, шпиль которой украшен символом древней Казани – драконом Зилантом и часами с зодиакальным кругом. Над проектом здания работали выдающиеся архитекторы советской архитектурной школы, сумевшие возвести один из самых нестандартных и молодых вокзалов страны.
Курский вокзал
Курский вокзал – с 1896 года здание состоит из двух сооружений, одно из которых раньше служило Нижегородским вокзалом. Автором конструкции стал Н.Орлов, сумевший разработать проект, заметно украсивший столицу.
Свой современный вид здание приобрело в 70-х гг. ХХ века – тогда на этом месте построили вокзал с площадью в 200 метров, украшенный фасадом из стекла и окнами с подсветкой, освещающими холл и привокзальную площадь. Крыша со складками имитирует характерный звук поездов, а ее навес стал прекрасным аналогом навеса на перроне. Но экстерьер здания со времени постройки заметно обветшал, поэтому недавно была проведена его тотальная реконструкция, учитывающая потребности пассажиров. Теперь над землей расположен зал ожидания для пассажиров, подземная часть отведена под камеры хранения.
Курский вокал – «транзитник», откуда удобно уехать и в Питер, и в Анапу, также есть отдельный выход к метрополитену.
Ленинградский (Николаевский) вокзал
Ленинградский вокзал – самый первый московский вокзал, построенный в 1849г. Долгое время он носил название Николаевский, как и его аналог в Санкт-Петербурге, затем Октябрьский вокзал. Две реконструкции, проведенные в 1977 и 2013 гг. расширили его площадь, оставив нетронутым лишь фасад, носящий историческую ценность. Кстати, это единственный вокзал Москвы, который подчиняется Санкт-Петербургской железной дороге.
Савеловский вокзал
Савеловский вокзал – был построен в 1902, а меценатом его строительства стал Савва Мамонтов, считавший необходимым связать Москву с северными регионами России. Здание было выполнено в стиле модерн и вначале носило название Бутырский вокзал.
В 1987г. территория была полностью перестроена и увеличена в два раза – тогда вокзал был одним из крупнейших в нашей стране, через который ежедневно проходили сотни поездов. Но, в 90-х гг. вокзал были готовы закрыть, но затем власти города передумали, оставив его для региональных экспрессов и пригородных маршрутов.
Ярославский вокзал
Ярославский вокзал, созданный О.Шехтелем в 1902—1904 гг., по праву называют лучшим и самым оригинальным в стране. В нем органично соединяется практичный стиль модерн и мотивы русских былин, в результате чего интерьер напоминает ожившую северную сказку. До середины прошлого века сооружение называлось Северным вокзалом, поскольку отсюда едут поезда к Белому морю, на Дальний Восток и к Полярному кругу.
Павелецкий (Саратовский) вокзал>
Павелецкий вокзал, открытый в 1900г., был назван вначале Саратовским, а затем – вокзалом на Зацепе. Современное «прозвище» он получил в 1941г., а спустя 40 лет, в 1980г., вокзал «пережил» крупную реконструкцию, увеличившую его пропускные возможности в 4 раза. Но, несмотря на то, что вокзал значительно увеличился, его индивидуальный облик остался нетронутым.
Белорусский (Брестский) вокзал
Белорусский вокзал начал свою историю в 1912 году, и как только его не называли с тех пор! И Смоленским, и Брестским, и Александровским, и Белорусско-Балтийским, пока он, наконец-то, не получил свое окончательное «имя». Вокзал был построен в неоклассическом стиле, дополнен готическими аксессуарами и элементами в стиле ампир. Именно отсюда уходили на фронт наши ребята в 1941 году и здесь же встречали возмужавших солдат-победителей в 1945 году! В честь этих событий на территории открыт большой музей Великой Отечественной Войны.
Киевский вокзал
Киевский вокзал стал памятником войне 1812 года, построенным в 1899 году и полностью перестроенным в честь 100-летия битвы при Бородино. Автором проекта был архитектор И.Рерберг, создавший его в стиле ампир и дополнивший элементами классицизма. Особенностью сооружения стал огромный зал с остекленной аркадой, интерьерной росписью и часовой башней, украшенной высоченными скульптурами.
Рижский (Виндавский) вокзал
Рижский вокзал – автором проекта является архитектор Бржозовский, ранее спроектировавший петербургский Витебский вокзал. Конструкцию неоднократно переименовывали – вокзал был Балтийским, Ржевским и Виндавским а с 1946 года – Рижским. Вокзал был открыт в 1901г., поразив публику своей красотой, оригинальностью, торжественностью. Когда-то он был наиболее оснащен с технической точки зрения и имел огромное стратегическое значение. Сегодня же пассажиропоток вокзала невелик, но сюда часто приезжают экскурсии, чтобы посетить знаменитый железнодорожный Музей.