Московский Метрополитен в 70-е годы
В 1971 году начал выполняться второй Генеральный план развития и расширения Москвы по которому столица делилась на восемь зон. В отдаленных границах Москвы строились крупные жилые массивы, названные спальными районами.
(Детское издание: книжка о метро)
Прорабатывалась структура городского транспорта с таким расчетом, чтобы из самого отдаленного района города жители могли добираться до центра, тратя минимальное время и количество пересадок с одного транспортного маршрута на другой маршрут.
(В утренние и вечерние часы в московском метро традиционно много народу)
Таким образом, продолжилось удлинение радиальных веток метро, соединение радиальных веток в диаметральные, а маршруты городского наземного транспорта прокладывались радиальной ветки к другой, соединяя их наземной транспортной линией. Также строились новые станции на уже эксплуатирущихся участках линий метро, которые обеспечивали равномерное распределение пасажир потока в разных зонах города.
(Тода в 70-е не было смартфонов, пассажиры в метро читали газеты и книги)
Радиальные линии стали проходить через центр города, пересекая кольцевую линию, чтобы соединившись с противоположными радиусами объединиться в диаметральные линии.
Так сразу после новогодних праздников 3 января 1971 года открылось движение по участку Калужской линии от станции "Октябрьская" до станции "Площадь Ногина" (ныне "Китай-город"), а через год в канун нового года 31 декабря 1971 года были введены в эксплуатацию участок от "Площади Ногина" (ныне "Китай-город") до "Проспекта мира", таким образом соединив две радиальные линии в единую Калужско-Рижскую линию, соединяющую южные и северные части города через центр.
Таким же образом в следующем году 30 декабря 1972 года открылся длинный участок 7,2 км Краснопресненской линии от станции "Барикадная" до станции "Октябрьское поле". 17 декабря 1975 года открылся участок от "Площади Ногина" (ныне "Китай-город") до "Баррикадной", таким образом была образована еще одна диаметральная линия, получившая название Ждановско-Краснопресненская (ныне "Таганско-Краснопресненская") линия. Тогда же в канун нового года 30 декабря 1975 года линия продлилась открывшимся участком от станции "Октябрьское поле" до "Планерная".
(Вагоны метросостава тип "Еж")
С 70-х годов в Московском метрополитене начали эксплуатироваться обновленные вагоны типа "Еж" и вагоны типа "81-714", а также метросоставы типа "81-717", которые могли обслуживаться одним машинистом без помощника. Метро-поезда типа "81-717" продолжают эксплуатироваться с 1976 года и по настоящее время.
(Метро в районе за пределами центра города)
Согласно плану расширения Москвы и развития структуры городского транспорта в отдаленные части жилых районов города существующие линии метро продлевались к границам Москвы. 29 сентября 1978 года была продлена Калужско-Рижская линия на северном участке от станции "ВДНХ" до станции "Медведково", протяженность которой сотавила 8,1 км.
(Последние пассажиры на перроне ночного метро)
Была открыта новая желтая Калининская линия, протяженностью 11,4 км от станции "Марксистская" до "Новогиреево". Также 30 декабря 1979 года была открыта станции"Горьковская" ( ныне "Тверская"), а 5 ноября 1980 года начала принимать своих пассажиров станция "Шаболовская".