Культура и быт Москвы 30-х годов

Советская Россия довоенной эпохи представляет собой уникальный материал для изучения культуры, быта и повседневной жизни обычных людей. Особенно наглядно эту обыденность можно наблюдать в Москве, как в столице этой обширной страны, а значит эталоне для всех остальных городов. Для начала стоит разобрать, кем были эти москвичи 30-х гг.

После насильственной коллективизации и начала ускоренной индустриализации страны, в города повалили толпы еще вчерашних крестьян. Эти крестьяне принесли с собой в города свою культуру, которая плохо уживалась в городской среде. Горожане, та маленькая прослойка, которой удалось выжить в революционном урагане, остались в меньшинстве перед лицом новых переселенцев. Конечно, эти новоиспеченные пролетарии не отличались большой культурой.

Плотность и скученность в Москве была ужасающей. Но это не мешало прибывать в город все новым и новым волнам людей. За счет них быстро росло население Москвы до 4137 тыс. в 1939 году. Наплыв маргинальных элементов в города вызвал к жизни тот рост преступности, о котором обычно умалчивала официальная пропаганда. Разгул хулиганства и пьянства, думается, позволил бы усомниться в моральных качествах пролетариев, кои приписывались им теоретиками марксизма-ленинизма.

Однако не только повышенной преступностью характеризуется период 30-х гг, но и положительным сторонами – такими как повышение уровня грамотности среди населения, увеличение количества больниц, открытие новых театров, музеев для широкой публики.


С 1939 года организовано было постоянное телевизионное вещание. Однако все это нивелировалось на фоне общего падения уровня жизни в Москве и других городах в предвоенные годы.

Быт был крайне суров и непритязателен. Во многих домах отсутствовало отопление и водопровод, ввиду плохого его содержания. В 30-х гг в Москве и по всей стране действовала карточная система распределения продовольствия. Огромные очереди за едой являлись обычным пейзажем в Москве в то время.

К тому же 30-е гг – самый разгар сталинских репрессий. Люди боялись открыто говорить правду, поскольку во всем, даже в мелких проступках советская машина террора видела политическую подоплеку, «угрозу социалистическому обществу».

Однако на это же время приходится творчество таких писателей как Булгакова, Ахматовой. При этом официальная пропаганда рисовала образы счастливой, оптимистичной жизни.

Категория: 


Комментарии