Московский Метрополитен в 30-е годы

(Схема первой линии метро 1938 года)

Первые попытки создания метро в городе были предприняты в 1923 году, когда созданный подотдел "метро" совместно с немецкими специалистами готовили проект Московского метрополитена. Еще в 1927 году специалисты Московской городской железной дороги прогнозировали наступление транспортного коллапса. Единственный городской транспорт того времени трамвай уже не мог справляться с постоянно растущим населением города. Количество человек в столице составляло уже 4 млн.

(Проект наземного метро, был отклонен)

 В 1930-му году проект метро закрывают, специалистов подозревают во вредительстве и арестовывают, а отдел расформировывают и закрывают. В этом эе году в Москве случается транспортный коллапс. Трамваев на дорогах становится много, им становится тесно, а люди попросту не влезают в переполненные вагоны. Именно, тогда появилось выражение "хам трамвайный".

Летом 1931 года на партийном собрании первый секретарь Московского комитета ВКП(б) Л. М. Каганович выносит на повестку дня план вопрос необходимости строить в городе метро. К ноябрю того же года Городской Комитет уже выставляет на обсуждение план будущей подземной дороги. А в конце ноября 1931 года во дворе дома № 13 по Русаковской улице начинает прорываться первая шахта. Так начинается первый этап строительства метро.

(Строительство первой линии метро)

Первоначально предполагалось по плану, что метро будет проходить неглубоко под землей, но в феврале 1932 года молодой инженер В. Л. Маковский решительно отверг этот вариант, высказав о  невозможности проведения метро таким методом. Он выбрал глубину для прорубки тоннелей 25 - 30 метров и встретил массу протестов многих инженеров. Однако, главным лицам в партийном руководстве Кагановичу и Хрущеву идея понравилась. В конце концов проект был предоставлен Сталину, который выбрал проект метро глубокого заложения.

(Постановление Совета Народных Комиссаров СССР о строительстве участка Сокольнической линии закрытым способом на большой глубине)

В 1933 году для осуществления проекта сложнейшего строительства подземной линии глубокого заложения, были привлечены специалисты горно-добывающих областей. Десять специалистов были отправлены на обучение за границу. В строительстве начали применять проходческий щит с кессонами, и уже к лету 1933 года на требуемой глубине можно было начать прокладывать глубокие тоннели.

(Подготовка тоннельной конструкции 1934 год)

К первой намеченной дате запуска метро 7 ноября 1934 года открытие метро пришлось перенести из-за отсутствия эскалаторов. В то время эскалаторы работали только в Лондонском метро, их делали всего 2 компании в мире. Времени для своих разработок такого сложного оборудования не хватало и пришлось закупить за колоссальную по тем временам сумму 200 000 золотых рублей один эскалатор, чтобы его разобрать и на основе его разработать эскалаторы советского производства.

В рекордные сроки 6 февраля 1935 года первые эскалаторы успешно прошли испытания. Московский архитектор Иван Таранов нарисовал знаменитую красную букву "М", которую поставили на всех наружных вестибюлях метро. И, вот, 15 мая 1935 года в 5 часов 48 минут в тоннелях Московского Метрополитена включили ток, затем вышел первый поезд, а в 6 часов 45 минут двери 13 станций первой ветки метро открылись и приняли своих первых пассажиров.

(Встреча первого поезда 1935 год)

Первая линия шла от станции "Сокольники" до станции "Парк Культуры" с ответвлением от станции "Охотный ряд" до "Смоленской". Общая длина линий 11,5 км.  13 станций, которые обслуживали 14 поездов. Первые вагоны имели тип А/Б и обслуживали пассажиров вплоть до 1975 года.

(Пассажиры Московского метро 1938 год)

В марте 1937 года был открыт участок от "Смоленской" до "Киевской", а ровно через года в марте 1938 года её продлили до станции "Курская".

(Станция метро "Площадь революции", открытая в 1938 году)

 

К сентябрю 1938 года было завершено строительство 8,5 км участка второй очереди метро, Горьковский радиус от станции "Площадь Свердлова" (ныне "Театральная") до станции "Сокол".

Категория: 



Комментарии

Очень интересный сайт, редкое удовольствие для читателя, спасибо!

это просто ужас мне нужны другие картины старой Москвы а не эти

Вас мутит от позитива? Вам нужны эти страшные репрессии? Запуганные люди? Атмосфера страха? - Знаете, в любом явлении, и в обществе в том числе, есть парадная и оборотная стороны
Хочется позитива. И он был. Именно основываясь на нем советский народ нашел в себе силы и желание победить в Великой Отечественной войне

мне очень понравилось спасибо!!!

Хорошо,ОТЛИЧНО!!!

Очень интересно! спасибо!

Замечательная статья, и сайт тоже хороший

У вас под фотографией встречи первого поезда на Курской (Покровский радиус) стоит дата 1935, в то время как в материале указано, что этот участок был открыт в 1938 году. Поправьте, пожалуйста.

не верю что за один год было построено 13 станций метро с нуля и загвоздка открытия была в отсутствия эсколаторов и год еще они строили-покупали эсколаторы.фактически были построены по слохности античных дворцов 13 ст при этом и тонелей надобыло выкопать а у красных даже небыло чем копать.не верю я !

Только ничего так что прошло около 4 лет всего?
Начали копать в 31 году
Открыли метро в 35 году.

Спасибо! Очень приятно!

Ну да, а теперь посмотрите на новые станции метро в москве, те которые построили сейчас. И сравните это низкопотолковое убожество с теми станциями что откопали тогда. Эскалатор они построить не могли, а оформление из мрамора в античном стили - да пожалуйста. Ню ню. Игорь прав - откопали чужое, и выдали за своё. А сейчас делают то на что способны - факт в том что спустя сто лет новые станции убогенько выглядят из дешевых материалов.

Так сейчас-то ваши - демократо-плутократо-либералы делают... Советские отделались уже больше четверти века как. Ну, а верит Игорь или не верит - его личное дело. Люди видят, то что осталось с той поры. А что от Вас, Костя с Игорем, останется?

Где миллионы тонн вынутого грунта и столько же бетона??? Где мощная техника, металлоконструкции и прочее и прочее? Даже на фото строительства современных станций, которые сейчас так глубоко не строят, куча разнообразной техники, бетоносмесители, арматура, туннелепрокладочные машины, кабели и пр. инфраструктура обеспечения. Специально искал это на старых фотках якобы строительства метрополитена и не нашел ничего подобного. Люди в ватниках с тачками и лопатами, деревянные рычажные типа краны, такие же бурильные треноги из бревен, куча дров, мусор и прочая примитивная хрень 30-х годов, никак не согласующаяся с технологическим уровнем строительства. Забавная фотка "Подготовка тоннельной конструкции" - бетонное кольцо с деревянными распорками. И все. И с помощью этого убожества строили метро. Обалдеть. Но кое что в интересное в яндекс-картинках все же нашел. На некоторых фотках видно, что рабочие реставрируют опорные колонны станций, расчищают завалы строительного мусора. На металлических якобы новых колоннах видна многолетняя отваливающаяся коррозия, на кольцевых туннельных металлических каркасах (тоже якобы новых), значительная коррозия и не хватает заклепок. Это наводит на мысль, что станции метро и туннели именно откапывали и восстанавливали после какого-то катаклизма

Да, конечно! Ной его строил вместо ковчега! А катаклизм как раз и был "всемирный потоп")))

Добавить комментарий