Московский Метрополитен в 40-е годы


(Схема метро 40-х годов)

Незадолго до начала войны Совет Народных Комиссаров СССР принял решение о приспособление метро в городе под бомбоубежище. И уже в первую воздушную тревогу в ночь на 22 июля 1941 года в метрополитене оказалось около 500 тыс. человек, многие из которых не вмещались на станциях и вынужденны были прятаться в тоннелях метро. К сентябрю 1941 года СНК СССР разработал правила пользования метро, как бомбоубежищем.


(Станция метро Маяковская в тяжелые годы войны)

Интересные факты, что во время воздушных тревог в Московском метрополитене родилось 217 детей. Не все станции метрополитена были пригодны для укрытия от авиа ударов, так на некоторых людей не пускали, использовали другие станции и тоннели более глубокого заложения. Также весь метро транспорт был переведен из опасных участков метро в более надежные и безопасные.


(Эта станция ("Маяковская"), как и другие станции метро в военные годы, стали временным бомбоубежищем от воздушных налетов на город)

15 октября 1941 года, когда была особенно велика опасность появления врага у "ворот Москвы", лично  от Кагановича поступил приказ о закрытие метрополитена и подготовке метро к уничтожению. Ночью начались работы по подготовке к затоплению тоннелей метро, начался демонтаж трансформаторов, на станции "Динамо" приступили к разборке эскалаторов.


Планировалось вывести подвижной состав и оборудование, часть метро затопить, другую часть оставить заминированной. Утро 16 октября 1941 года оказалось единственным днем, когда Метрополитен не открылся ов время. К счастью, к вечеру приказ об уничтожении метрополитена был отменен.


(Третий Секретарь МК и МГК ВКП(б) А.С. Щербаков принимает построенную в годы войны станцию метро "Электрозаводская". 1944 г)

Строительство третьей очереди метро было начато еще в годы войны. В 1943 году был введен в эксплуатацию участок пути от "Площади Свердлова" (сейчас "Театральная") до "Завода имени Сталина" (с 1953 года "Автозаводская"). Причем на этом отрезке тоннель был проложен под Москвой-рекой. Были открыты в ноябре 1943 года станции "Павелецкая" и "Новокузнецкая", в январе 1944 участок 7,1 км пути "Курская" - "Измайловский парк". На семи станциях, сооруженных в годы войны установлены памятные надписи "Сооружено в дни Отечественной войны".


(Станция метро "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина", ставшая позже "Измайловская", затем "Измайловский парк", а ныне "Партизанская")

В послевоенные годы был подготовлен проект строительства четвертой очереди метрополитена - кольцевой линии метро, который по первоначальному замыслу должен был проходить под Садовым кольцом. Впоследствии от первоначального проекта отказались и решили сдвинуть прохождение линии ближе к вокзальным площадям. Началась работа над первым участком будущей кольцевой линии, протяженностью 6,4 км, от станции "Курская" до станции "Парк Культуры".

Категория: 


Комментарии