Советская Москва в 30-е годы

Годы первых пятилеток были временем огромного индустриального строительства в Москве, коренного преобразования столичной промышленности, развития тяжёлой индустрии, производящей средства производства. В Москве разворачивается сооружение мощных машиностроительных, металлургических предприятий.

Хронология событий

Москва превращается в крупнейший центр машиностроения, станкостроения, котло- дизелестроения, электротехнической промышленности. Строятся шарикоподшипниковый завод, "Фрезер", "Калибр", на базе прежних сравнительно небольших предприятий создаются заводы-гиганты: автомобильный (позднее ЗИЛ), "Серп и Молот".

Строятся новые научно-исследовательские институты, школы, высшие учебные заведения. Москва не могла дальше развиваться без плана; надо было планомерно, продуманно решать проблемы обеспечения растущего населения жильём, транспортом, водой и пр..

 

Архитектура

В 1931 году советские градостроители начали разработку Генерального плана реконструкции столицы. Предложения одних специалистов - законсервировать старую Москву как город-музей и строить новый город за пределами существующего, предложения других - снести старую Москву и построить на её месте новую столицу с полностью измененной планировкой - не встретили одобрения.

Генеральный план реконструкции, утвержденный в 1935 году, сохранил в качестве основы исторически сложившуюся радиально-кольцевую планировку. В 30-х годах в Москве развернулись работы по реконструкции основных магистралей и площадей города и были проложены первые линии метрополитена.

В 1937 году было закончено сооружение речного канала, соединившего столицу с Волгой. Ежегодно Москва-река стала получать около миллиарда кубических метров волжской воды и вновь стала судоходной. Берега Москвы и Яузы были облицованы гранитом, набережные превращены в широкие асфальтированные магистрали с монументальными лестницами, пристанями и сходами к воде. Через Москва-реку и параллельный водоотводный канал в не бывало кратчайшие сроки было сооружено одиннадцать новых мостов. Вдоль берегов появились многоэтажные общественные здания и жилые дома из камня и кирпича.

Культура и быт

Одним из наиболее популярных общественных центров столицы стал громадный архитектурный комплекс Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (затем ВДНХ, и ВВЦ в современное время). Открытие выставочного комплекса в 1939 году стало успехом советского архитектурного искусства и строительного мастерств .

Чтобы предотвратить стихийный рост Москвы и создать благоприятные условия жизни для населения, было ограничено промышленное строительство, намечена перегруппировка существующих предприятий, а также ликвидация вредных в санитарном отношении. Для массового жилищного строительства выделялись наиболее здоровые, богатые зеленью и водой районы на юго-западе, северо-западе, северо-востоке и другие...

Московский Метрополитен

Московский Метрополитен - одна из достопримечательностей столицы. Первая линия метро от Парка культуры им. Горького до Сокольников (длиной 10 км) была открыта 15 мая 1935 года. В те годы она состояла из десяти станций. Каждая станция метрополитена имеет свой неповторимый облик. Вестибюли входы и выхода, подземные платформы, переходы отделаны мрамором, скульптурой, резьбой, каменной мозаикой.

Фотографии Москвы

В фотографиях города 30-х годов город меняется ударными темпами. Всюду идет строительство, возводятся каменные здания, прокладывается линия московского метро, укрепляются стены нового канала Москвы-реки, сооружаются мосты и строятся дома и постройки для нужд и потребностей населения города.

Город расширяется, появляются промышленные зоны с тяжелой индустрией, а в более чистых зеленых местах Москвы появляются жилые дома. В городе появляются новые улицы, широкие проспекты, площади и парки для культурного отдыха горожан.

Карта Москвы

По генеральному плану реконструкции Москвы 1935 года было намечено прорезать город с одного конца до другого тремя многокилометровыми магистралями. Первая магистраль Ленинградское шоссе, длиной в 24 км, шириной до 128 м: от Химок до Охотного ряда. Вторая магистраль - Останкино - Серпуховское шоссе, длиной 17 км, шириной 100 м. И третья магистраль - Измайлово - Ленинские горы, шириной до 80 м.

Кроме радиальных, намечено было провести пять кольцевых магистралей, расширив улицы: 1) Бульварное кольцо, 2) Садовое кольцо, 3) Новое бульварное кольцо (прототип 3-его кольца через более, чем полвека), 4) новое Парковое кольцо, связывающее главные парки Москвы, проходящее близ Окружной ж.д. 5) Центральное полукольцо - по улицам и переулкам. Запроектированы и связывающие железнодорожные вокзалы прямые магистрали - хорды. Роль магистралей должны играть и набережные рек Москвы и Яузы, проезжую часть которых предположено расширить до 50 м.