Советская Москва в 50-е годы

После победоносного завершения Великой Отечественной войны реконструкция Москвы возобновилась. Однако в первые послевоенные годы объем строительства ещё не достиг достаточно высокого уровня. Решительный перелом в темпах и масштабах строительства произошел после 1955 года.

Хронология событий

В 1951 году принят план по генеральной реконструкции города. Работы по его выполнению пошли огромными шагами.Разворачивается обширное строительство, как на набережных, так во многих других старых районах Москвы, также и осваиваются новые будущие жилые районы города. Открывается красивейшая каменная высотка МГУ имени Ленина в 1953 году, а научно исследовательские институты готовят первые программы по освоению космоса, запуск ракет со спутниками по которым произойдет уже в этом 50-ом десятилетии. В Лужниках создается "Город спорта", который станет вскоре большим спортивным комплексом на набережной.

 

Архитектура

В начале 50-х годов вступает в действие второй генеральный план реконструкции Москвы по которому было принято решение об устранении излишеств в проектировании и строительстве, где осуждалось увлечение показной, помпезной архитектурой, декоративными колоннадами, ничем не оправданными башенными надстройками, портиками и прочими элементами, которые противоречили требованиям экономики, задачам массового индустриального строительства, не позволяли использовать возможности современной техники, делались в ущерб удобствам населения.

Столица перешла к массовому индустриальному домостроению из сборных деталей на базе типовых проектов. Основной объем строительных работ в Москве был сосредоточен в созданной в 1954 году строительной организации - Главмосстрое, одной из крупнейших в стране.

Продолжалась застройка основных магистралей столицы - улицы Горького (ныне Тверская), Садового кольца, проспектов Ленинского, Ленинградского, Кутузовского и проспекта Мира. На месте Хамовников, старой одноэтажной окраины, был проложен в 1958 году Комсомольский проспект - новая транспортная магистраль, кратчайшим путем связавшая центр столицы с Юго-Западом.

 

Культура и быт

Одновременно велись большие работы по реконструкции и сооружению новых транспортных магистралей, благоустройству и озеленению, развитию транспорта и связи, строительству линий метро, увеличению мощности водопроводной и канализационно-очистной систем, расширению сети торговли, общественного питания, коммунально-бытового обслуживания. Все это благотворно сказывалось на настроение горожан 50-х годов.

Именно в эти годы широко развернулась массовая застройка новых крупных жилых массивов столицы. Первенцем среди них стал Юго-Запад. На Северо-Западе начал застраиваться жилой район Хорошево-Мневники, на Востоке - Измайлово, на Западе - Фили и другие. В новых районах широко применено свободное расположение зданий внутри кварталов.

Открывались детские и юношеские спортивные школы, в домах культуры и дворцах пионеров вводились различные образовательные занятия и занимательные кружки. Каждый микрорайон обязательно имел школу, столовую, магазины, детские сады и ясли, почту, предприятия бытового обслуживания - все это в пределах 3-5 минутах ходьбы.

 

Московский Метрополитен

В начале 50-х годов была открыта первая линия (Парк Культуры - Курская) будущей кольцевой линии метро. Изначально в проекте было задумано пустить подземную линию прямо под Садовым кольцом, но линию в северной части Москвы решено было отодвинуть на 1,5 км, чтобы обеспечить доступ к 7 из 9 столичных вокзалов. В 1952 году была построен второй участок линии от Курской до Белорусской, а к 1954 году кольцевая линия сомкнулась и была полностью открыта. К концу десятилетия началось строительство радиусных линий метро от кольцевой.

 

Фотографии Москвы

Фотографии строящегося города во время второго генерального плана реконструкции Москвы. Строятся жилые массивы, прокладываются линии метро, улучшаются коммунально-жилищные условия.

 

Карта Москвы

На бывших окраинах в Юго-Западном, Западном, Северных и Восточных направлениях и на магистралях в центре строились огромные по тем меркам жилые дома в 5-14 этажей, образующие целые поселки и городки в различных районах города. В них прокладывались новые благоустроенные улицы с асфальтированной проезжей частью и тротуарами, обрамленными деревьями. В больших дворах жилых районов разбивались скверы с газонами, цветниками и детскими площадками.

Город разрастался. Карты города Москвы 50-х годов, принимают вид центра города в Садовом кольце с отходящими от него радиусами транспортных магистралей.