Старая Москва в XIX веке

Если в XVIII веке сельские поселения находились в пределах городских застав и не вливались в кварталы города, а представляли собой отдельные друг от друга улицы, разделенные рощами, полями и огородами, то в XIX веке существующие слободы (Хамовники, Дорогомилово, Пресня, Тверские-Ямские улицы, Красное село, Покровское, Лефортово, Семеновская, Кожевники, Лужники, Калужская и другие) стали формироваться в улицы и переулки старой Москвы.

Хронология событий

В самом начале 1800-х годов открылся Мытищинский городской водопровод, который стал самым первой водопроводной сетью в городе. Позже было принято решение заключить речку Неглинка (река Неглинная) в подземную трубу, так как в период дождей и весеннего снеготаяния Неглинка растекалась, образуя озеро посреди улиц. Оттуда и пошло название Трубной площади по отверстию трубы в Башне Белого города из которого вытекала река, место в народе, так и прозвали "трубой". Был засыпан ненужный более ров вокруг стен Земляного города.

Во второй половине XIX века на улицах города появляется конка, первый вид общественно-городского транспорта. В 1883 году на Большом каменном мосту заработали первые электрические фонари, что вызывало огромное удивление у всех горожан. К концу девятнадцатого столетия на Тверской улицы были установлены фонари, работающие от электричества. Линию фонарей провели от Охотного ряда до теперешней площади Пушкина.

 

Архитектура

В течении всего XIX века Москва стремительно расширяется. Особенно, со второй половины века в связи с появлением в Москве больших фабрик и заводов, железных дорог и шоссе, застройка города между Садовым кольцом и Камер-Коллежским валом, а также между последним и проведенной в 1903-1908 гг. Окружной железной дороги сильно продвинулась вперед и появилось множество новых улиц и переулков. Если в 1900-х годах в городе было 142 улицы, 518 переулков и 25 площадей, то в к концу столетия и начала нового в чертах города насчитывалось уже 404 улицы, 936 переулков с проездами, а также 123 площади.

В начале XIX века получил расцвет период русского классицизма в архитектуре. именно с этого времени начало развиваться строительство на основе типовых проектах. В связи с постоянным увеличением городского населения, осуществлялось возведение зданий по новым строительным проектам, строились сельские и городские усадьбы. Было разработано свыше 400 типовых проектов планировки городов.

В это время рассвета русского классицизма были построены такие знаменитые произведения архитектуры, как здание Большого театра в 1825 году, Московская консерватория в 1866 году, Политехнический музей в 1872 году, здание Высших женских курсов, которое позже станет Московским Педагогическим Университетом и удивительное по красоте здание Исторического музея.

Культура и быт

XIX века - время небывалого подъема культуры всей России. Литература, живопись, наука, музыка, везде отмечались огромные достижения русских творцов, которые подняли русскую культуру до небывалых высот. Еще в начале века патриотизм в Отечественной войне 1812 года уже положительно повлиял на развитие культуры в стране. Спустя несколько лет после войны с французами и изгнание их войск из Москвы, Н. М. Карамзин заканчивает первые восемь томов "Истории государства Российского", работу над которыми он вел под Москвой.

Среди простого народа культурное развитие не давало заметного продвижения, этому мешал крепостной строй. А вот среди дворянства имело место явная политика просвещения, так в ещё начале века было создано Министерство народного просвещения для организации и управления просветительскими учреждениями. Таким образом за полвека значительно увеличилось число гимназий и уездных училищ.

Фотографии Москвы

Москва в фотографиях XIX века - тесные улочки, вереницы трамвайных путей, булыжные мостовые, полоскание белья на Москве-реке, торговцы на Красной площади, бородатые московские извозчики, угрюмые дворники и церковные маковки над железными крышами в изгибах кривых улочек старого города.

Карты Москвы

Москва второй половины XIX века довольно сильно разрастается по сравнению с предыдущими годами начала столетия. В основном строятся новые жилые постройки, фабрики и заводы между Садовым кольцом и Камер-Коллежским валом. Буквально за половину столетия появляется множество длинных улиц идущих от центра и радиальных переулков, которые соединялись между собой кольцами, образуя вытянутую округлую с неровностями форму Москвы.