Советская Москва в 60-е годы

К 1960 году генеральный план реконструкции столицы по увеличению жилой площади был перевыполнен почти по всем пунктам. Вместо 15 млн. кв. метров жилой площади, намеченных планом 1935 года, было построено более 30 млн. Если в 1917 году площадь Москвы составляла 17 690 га, то в 1938 году она равнялась 29 391 га, а к 1960 году достигла 35 637 га.

Хронология событий

Резервные земли, намеченные к освоению генеральным планом реконструкции, были почти исчерпаны. Президиум Верховного Совета РСФСР принял указ об увеличении территории города в 2 с половиной раза - до 878,7 кв. км. Границей стала новая 109-километровая кольцевая автомобильная дорога. Продолжают строятся новые жилые районы, правда дома в них больше типовые, не отличающиеся изысками (типичные панельные пятиэтажки и девятиэтажки). А вот в районе Останкино с 1963 по 1967 годы строится будущий символ Москвы "Общесоюзная радиотелевизионная передающая станция им. 50-летия Октября", (затем названная "Останкинская телевизионная и радиовещательная башня") высотой 540 метров.

Архитектура

Московские партийные и советские организации, архитекторы и ученые, инженеры, экономисты, социологи, художники, врачи, педагоги и многие другие специалисты приступили к разработке нового генерального плана развития Москвы, который был утвержден правительством страны в 1966 году.

План предусматривал расширение Москвы, границами которой должна была стать Московская кольцевая автодорога, деление столицы на восемь зон каждая из которых делится на планировочные районы, состоящие из жилых массивов, производственных зон, городских парков с продуманной взаимосвязанной структурой городского транспорта.

В самом городском строительстве жилых домов на отдаленных от Садового кольца территориях города стал характерен рационализм, где в меньше уделялось внимания к внешнему архитектурному облику, а больше к эксплуатационным жилым свойствам. Так началась эпоха "московских хрущевок", пятиэтажных домов с типовыми минимальными требованиями уровня комфорта и оснащенности для проживания.

Культура и быт

Одной из главных задач плана - сделать Москву образцовым городом с высоким уровнем благоустройства, благоприятными условиями труда, быта и отдыха населения, хорошо организованной сетью общественного городского транспорта.

Жилые кварталы заняли новые территории на Юго-Западе, в Новых Черемушках, Кузьминках, Измайлове, Фили, Текстильщиках, Нагатине, а также в Химках и Ховрине.

Москвичи получали квартиры в Хрущевках, расположенных в жилых кварталах. Пятиэтажные однотипные дома, где квартиры были не такие большие, но с необходимым набором бытовых условий (совмещенная ванна с туалетом, кухня с газовой плитой, балкон и смежные комнаты, лифт и мусоропровод правда отсутствовали). Горожане могли работать в других районах города, легко добираясь на общественном транспорте, а в своих жилых районах для них было все самое необходимое под рукой (школа, сад, магазины, почтовое отделение, небольшие парки для отдыха)

Московский Метрополитен

Так как по новому генплану развития и расширения Москвы город начал стремительно расти, то необходимость быстрого развития сети подземного транспорта, возрастала с каждым годом. Поэтому, чтобы ускорить темпы строительства новых веток метро и уменьшение затрат на прокладку новых станций, внешний вид основных элементов и конструкций Метрополитена был значительно упрощён. Вестибюли стали в виде "стекляшек", платформы более стандартных и типовых видов с различием лишь в цветовом оформлении облицовки кафеля.

 

Фотографии Москвы

Фотографии Москвы 60-х годов приобретают знакомые черты типичной Хрущевской Москвы с типовыми домами в жилых кварталах, похожими друг на друга станциями метро, и однотипными уличными элементами, таких, как фонарные столбы, таксофонные будки, автобусные остановки.

 

Карта Москвы

Город заметно расширяется, своими границами доходя до густых лесных массивов. Теперь границы карт города доходят до окружающей город кольцевой автомобильной дороги. В чертах города теперь оказываются крупные лесопарковые полосы.